Цели государственной регистрации

Значение и цели государственной регистрации недвижимого имущества, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с недвижимостью. Бесплатная юридическая консультация: Основной.

Значение и цели государственной регистрации недвижимого имущества, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с недвижимостью.


Бесплатная юридическая консультация:

Основной правовой целью является обеспечение устойчивости гражданского оборота путем подтверждения и государственной гарантии прав на недвижимость.

Оглавление:

Социальная цель заключается в обеспечении законности оборота недвижимости, защите прав и законных интересов участников сделок и третьих лиц. Экономическая цель — обеспечение благоприятного инвестиционного климата, «прозрачности» рынка недвижимости, снижения экономических рисков, упорядочения сборов налогов. Информационно-управленческая цель — обеспечение физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления достоверной информацией о гражданских правах на недвижимость

основные цели государственной регистрации:

1) защита прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;

2) обеспечение законного, надежного, открытого гражданского оборота;


Бесплатная юридическая консультация:

3) обеспечение гласного и достоверного подтверждения прав на недвижимое имущество;

4) создание эффективных механизмов государственного управления рынком недвижимости;

5) реализация фискальной функции государства в части обеспечения поступления в бюджет средств от операций, предметом которых выступает недвижимость;

6) обеспечение безопасности на рынке недвижимости путем предотвращения и пресечения преступлений и правонарушений в данной сфере»

Целью государственной регистрации прав на недвижимое имущество является защита имущественных прав участников оборота недвижимого имущества


Бесплатная юридическая консультация:

Еще одной целью системы регистрации должно стать предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере отношений, связанных с недвижимостью.

7. Органы в системе государственной регистрации и порядок государственной регистрации сделок с недвижимостью. Основания и объем ответственности учреждений юстиции при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на объект недвижимости и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на него в соответствии с ГК РФ. Это легализация для гражданского оборота сделок и порождаемых ими прав и обязанностей, а также иных оснований возникновения прав и обязанностей.[79] Основным содержанием этой деятельности является юридический анализ документов, представляемых для принятия решения о государственной регистрации прав.

Закон о государственной регистрации детально регламентирует и устанавливает порядок регистрации, последовательно определяя ее стадии. Порядок государственной регистрации – это совокупность норм, регулирующих отношения между государством в лице регистрирующего органа и лицом, обращающимся за регистрацией.

Главная задача государственной регистрации – защита имущественных прав на объекты недвижимости участников гражданского оборота. Ни один собственник не может быть уверен в действительности своих прав на объекты недвижимости при отсутствии регистрации. Функцией института государственной регистрации является также предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере отношений, связанных с недвижимостью.


Бесплатная юридическая консультация:

Для решения проблем регистрации, координации и контроля сделок с объектами недвижимости путем введения единого реестра регистрации прав по субъектам РФ создан единый орган регистрации сделок с недвижимостью – Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), входящая в структуру Министерства юстиции РФ. В регионах созданы главные управления, входящие в состав Росрегистрации (ГУ ФРС).

Государственная регистрация производится по единой системе записей по каждому объекту недвижимости в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним, который хранится бессрочно. Это исключает возможность афер с объектами недвижимости.

Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на объекты недвижимости и книги учета документов.

Идентификация земельного участка осуществляется по кадастровому номеру, присвоенному органом, который занимается ведением государственного земельного кадастра.

Источник: http://mylektsii.ru/.html


Бесплатная юридическая консультация:

Цели государственной регистрации недвижимого имущества

Под понятием «цель» подразумевается то, для чего она создана. По мнению многих юристов основными целями государственной регистрации являются:

  • · защита прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;
  • · обеспечение законного, надежного, открытого гражданского оборота;
  • · обеспечение гласного и достоверного подтверждения прав на недвижимое имущество;
  • · создание эффективных механизмов государственного управления рынком недвижимости;
  • · реализация фискальной функции государства в части обеспечения поступления в бюджет средств от операций, предметом которых выступает недвижимость;
  • · обеспечение безопасности на рынке недвижимости путем предотвращения и пресечения преступлений и правонарушений в данной сфере
  • · придать предельную открытость (прозрачность) правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах;
  • · ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом

Порядок регистрации недвижимости

Регистрация недвижимости проводится в следующем порядке:

  • — прием документов необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям упомянутого Федерального закона
  • — регистрация принятых документов с обязательным приложением документов об оплате государственной регистрации;
  • — правовая экспертиза принятых документов и проверка законности сделки;
  • — установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • — внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • — совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Таким удостоверением является Свидетельство о государственной регистрации права. Бланки Свидетельств, имеющие определенные степени защиты, являются бланками строгой отчетности.

Плата за государственную регистрацию недвижимости зависит от многих факторов и колеблется в диапазоне от 1000 руб. (для физических лиц) доруб. (для юридических лиц).

Государственная регистрация недвижимости проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.


Бесплатная юридическая консультация:

Государственная регистрация договора об отчуждения объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации недвижимости указанных договоров и перехода права, проводится в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://vuzlit.ru//tseli_gosudarstvennoy_registratsii_nedvizhimogo_imuschestva

Задачи и цели государственной регистрации прав на недвижимость.

Государственная регистрация прав на недвижимость – юридический акт признания и подтверждение государством возникновения, ограничения (отягощения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Порядок государственной регистрации – это совокупность норм, регулирующих отношения между государством в лице регистрирующего органа и лицом, подчиненным по регистрации.

Государственной регистрации подлежат права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного унаследованного владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также права возникновения, ограничения, перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, в частности на земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные поверхностные водные объекты, многолетние насаждения и другие объекты. Сама по себе государственная регистрация прав на объекты недвижимости является объективной необходимостью, если рынок недвижимости существует, то существует возможность перехода прав от одного владельца к другому. Изменение прав на объекты недвижимости всегда выступает в документальной форме. Государственный орган регистрирует все изменения прав на соответствующий объект недвижимости и одновременно является держателем правовой истории каждого объекта.

По сути, названная регистрация призвана служить обеспечением стабильности обращения недвижимости, поскольку последняя имеет не только имущественную, но и социальную значимость. Обеспечение стабильности достигается с помощью выделения операций и актов по объектам недвижимости вне частных интересов сторон и создание особой информационной системы, которая позволяет всем субъектам права получать исключения и единственно достоверные данные о правовом статусе того или иного объекта.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что регистрация – это легализация для гражданских операций прав, которые порождаются ими, и обязанностей, а также других основ возникновения прав и обязанностей. В порядке исключения момент возникновения прав может по времени не совпадать с их государственной регистрацией. Например, в случае наложения ареста на объект недвижимости, ограничение наступает с момента наложения, а не со времени государственной регистрации.

Таким образом, законодатель, установив обязательность государственной регистрации прав и других событий, вместе с тем, не добавил этому процесса характера, который исключительно устанавливает право, что, в свою очередь, позволяет рассматривать такую регистрацию как отображение в реестре для неограниченного круга лиц достоверной и исчерпывающей информации о правовом статусе недвижимости, его изменение или прекращение.

Бесплатная юридическая консультация:

Разницу между государственным актом и регистрацией можно проследить и посредством сравнения задач, которые решаются ими. Так, издание государственного акта служит основой для возникновения прав и обязанностей. Государственная регистрация имеет другие, чем указанные выше, задачи, в частности определяет в конкретных случаях время возникновения прав.

Главная задача государственной регистрации – защита имущественных прав на объекты недвижимости участников гражданских операций. Ни один владелец не может быть уверен в своих правах на объекты недвижимости при отсутствии регистрации. Объекты недвижимости (земля, здания, сооружения, жилищный фонд и т. п.) – важный источник государственных прибылей, поэтому управление недвижимостью, которая находится в государственной собственности, можно считать еще одной важной задачей института государственной регистрации.

Источник: http://studopedia.ru/15_129294_zadachi-i-tseli-gosudarstvennoy-registratsii-prav-na-nedvizhimost.html

Публичное право и экономика

Государственная регистрация

Государством устанавливаются общие правила создания (учреждения) субъектов экономической деятельности, а специальными государственными органами осуществляется их государственная регистрация.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».


Бесплатная юридическая консультация:

Государственная регистрация лица означает признание субъекта права и его статуса. Целями государственной регистрации называют:

  • государственный контроль ведения хозяйственной деятельности;
  • получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота 1 См.: Зыкова И. В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. № 1. .

Согласно закону государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

В.В. Залесский толкует природу этих актов как гражданско-правовую, «так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики юридического лица как участника гражданского оборота» 2 Залесский В.В. Постатейный комментарий к закону о государственной регистрации юридических лиц // Право и экономика. 2002. № 2. С. 9. . Однако акт государственного органа власти по определению не может быть гражданско-правовым, он способен лишь порождать в дальнейшем гражданские права и обязанности или влиять на них. Именно этот смысл заложен и в ст. 8 ГК РФ, предусматривающей возникновение гражданских прав и обязанностей из актов государственных органов и органов местного самоуправления. В акте государственной регистрации находят отражение и контрольные полномочия органа исполнительной власти, который проверяет достаточность оснований (но не целесообразность) возникновения субъекта гражданского права, изменения его состояния или ликвидации.

В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба и ее органы. Ее результаты отражаются в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.


Бесплатная юридическая консультация:

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Однако рассмотренный закон распространяется не на все виды юридических лиц, поскольку «федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц» (ст. 10).

Так, в отношении торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций и политических партий, которые могут обладать, а могут и не обладать правами юридического лица, действует специальный порядок регистрации (в органах Министерства юстиции). Кроме того, особый порядок регистрации предусмотрен в отношении кредитных организаций (в Центральном банке РФ). В любом случае такая регистрация осуществляется во взаимодействии с налоговой службой, а государственной регистрацией юридических лиц является акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти (или субъекта со смешанным статусом — ЦБ РФ), принятие которого регулируется административным правом.

Особые правила государственной регистрации действуют в отношении иностранных организаций. Вообще, для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены определенные изъятия (отступления) из общего порядка (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Изъятия могут быть двоякого рода — ограничительного характера (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) и стимулирующего характера (льготы в интересах социально-экономического развития России).

Если иностранная организация создает в России юридическое лицо по российскому праву, то порядок будет общим. Однако регистрация филиала или представительства иностранного юридического лица происходит иначе. Легализацию представительств иностранных юридических лиц осуществляют разные государственные органы власти. Этот процесс регламентируется на подзаконном уровне. До сих пор в России не отменено Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций от 30 ноября 1989 г. (заметим, что в отношении кредитных организаций утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций от 7 октября 1997 г.). Уже в первом пункте названного Положения заложен принцип множественности государственных органов, принимающих участие в регистрации (в зависимости от вида деятельности иностранной фирмы).


Бесплатная юридическая консультация:

Принцип множественности регистрирующих органов в какой-то мере сохраняется и сегодня. Вычленить государственные органы, которые осуществляют аккредитацию представительств иностранных юридических лиц, возможно из анализа положений о конкретных органах исполнительной власти, а также действующего законодательства. Результаты такого анализа представлены в таблице.

Из таблицы становятся наглядными недостатки нынешней системы аккредитации представительств иностранных юридических лиц:

  1. наблюдается смешение отраслевого и функционального принципов аккредитации, что, в свою очередь, ведет к пересечению и дублированию компетенций различных аккредитующих субъектов (так, выдачу разрешений на открытие представительств любых юридических лиц (без уточнения) осуществляет ТПП РФ — негосударственный орган);
  2. субъекты, осуществляющие аккредитацию, не всегда являются органами государственной власти (например, ЦБ РФ, ТПП РФ). При этом последствия аккредитации всегда одинаковы — это акт легализации, форма официализации статуса иностранного субъекта на территории России;
  3. как правило, аккредитации подлежит представительство, а не филиал (в отличие от предшествующего законодательства). Правда, ТПП РФ выдает просто разрешения на открытие;
  4. процесс легализации иностранного субъекта на территории России проходит либо как аккредитация, либо как выдача разрешения на открытие;
  5. не существует единого и равного для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования — в отношении ТПП РФ и Банка России действуют федеральные законы, в отношении остальных — подзаконные акты;
  6. жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют между собой, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Так, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами 3 См.: Еремеишвили Л.A. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // Государство и право на рубеже веков. Международное право (материалы Всероссийской конференции). М., 2000. С. 120. . Следовательно, мы не можем полноправно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц.

Вывод очевиден — система аккредитации представительств иностранных фирм в России нуждается в унификации.

Следует иметь в виду, что разрешение и аккредитация — разные понятия. В теоретическом ракурсе вопрос разрешается следующим образом. Посредством разных по своей сути разрешительных методов (государственная регистрация, сертификация, стандартизация, аккредитация, аттестация) государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении.

Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать «те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению». При этом разрешение выдается на совершение какой-либо деятельности, а лицензия — на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных критериев, требований 4 См.: Спектор Е. Разрешение и лицензия в законодательстве о лицензировании // Законодательство и экономика. 2000. № 8. С. 22-24. . Таким образом, разрешение выступает более широким понятием по отношению к лицензии. Аналогичным образом решается вопрос о соотношении понятий выдачи разрешений и аккредитации: аккредитация — частный случай выдачи разрешения.


Бесплатная юридическая консультация:

В целом необходимо отмстить, что процедура государственной регистрации коммерческих организаций за прошедшие годы существенно упростилась и приблизилась к уведомительному порядку. Из процедуры регистрации исключено проведение правовой экспертизы документов на предмет их соответствия законодательству. «Это означает, что в случае представления всех предусмотренных законом документов создаваемая организация должна быть зарегистрирована даже при условии несоответствия поданных документов нормам российского законодательства» 5 Чумакова О. В. Регистрация юридических лиц: проблемы и пути их разрешения // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2008. N° 8. С. 56. . Законодатель установил довольно жесткую по отношению к регистрирующему органу процедуру принятия и рассмотрения документов, максимально ограничив административную дискрсцию.

Государственная регистрация юридических лиц — проявление легализующих функций государства. Практически каждый юридический факт, определяющий возможности участия субъектов экономической деятельности в различного рода правоотношениях, фиксируется государством посредством осуществления государственной регистрации. Основным способом выполнения этой функции является ведение государственных кадастров, реестров и регистров. Из многочисленных нормативных актов, издаваемых самыми различными органами федеральной власти по вопросам ведения реестров и кадастров, тяжело составить даже подобие системы (отметим, что выделенные нами ниже категории объектов процитированы из действующего законодательства и потому не всегда корреспондируют с научной классификацией).

Итак, в области экономики осуществляется государственная регистрация:

  1. общая регистрация — налогоплательщиков; российских юридических лиц; юридических лиц с иностранным участием; кредитных организаций и кредитных организаций с иностранным участием; индивидуальных предпринимателей;
  2. специальная регистрация субъектов, ведущих определенную деятельность или обладающих какими-либо специфическими характеристиками — субъектов естественных монополий (в топливно-энергетическом комплексе, в области связи и на транспорте); организаций, имеющих право осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения; банков, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами; финансово-промышленных групп;
  1. объектов прав — недвижимости; земли; федерального имущества; ценных бумаг; облигаций ЦБ РФ;
  2. продукции и иных результатов деятельности — опасных производственных объектов; гидротехнических сооружений; основного технологического оборудования для производства этилового спирта; изделий медицинского назначения и медицинской техники; денатурированного этилового спирта; новых пищевых продуктов, материалов и изделий;
  3. сделок — сделок с недвижимостью; контрактов, по которым предоставляются льготы в отношении уплаты ввозных таможенных пошлин; сделок с рыбопромышленными судами;

параметров — показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий; показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

лицензий (мы понимаем, что по своей сути это есть реестр субъектов, ведущих определенную деятельность, однако законодательство оперирует понятием именно реестра лицензий).


Бесплатная юридическая консультация:

Добавим, что функциями по государственной регистрации и ведению различных реестров обладает практически каждый федеральный орган исполнительной власти. Ведутся реестры аэропортов, регистр гидротехнических сооружений, реестр пользователей водных биологических ресурсов, СМИ, объектов культурного наследия, уникальных документов и пр.

Имея теперь представление о масштабах и многообразии деятельности по государственной регистрации, обратимся к определению этого института.

Государственная регистрация как правовой институт характеризуется следующими признаками:

  1. установление се требований и процедур прежде всего законами;
  2. государственное признание законности или незаконности действий юридического и физического лица;
  3. обязанность осуществления регистрации для соответствующего органа и хозяйствующих субъектов;
  4. обладание юридико-информационной ценностью.

Источник: http://isfic.info/talap/publis49.htm

1.2 Цели государственной регистрации

Цели государственной регистрации субъектов предпринимательства:


Бесплатная юридическая консультация:

— Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российского государства и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное (особое), когда государство выступает как собственник своего имущества.

С точки зрения содержания общий государственный контроль в сфере предпринимательства можно подразделить на требования: в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Положения об общем государственном контроле так или иначе обозначены в Конституции Российской Федерации.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Налоговая система Российской Федерации включает 4 группы налогов:

· Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;


Бесплатная юридическая консультация:

· Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

· Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

· Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

Состав налогов и сборов может меняться по решению соответствующих органов.

— Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики.


Бесплатная юридическая консультация:

— Предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным органам, органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности и т.д.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/12872

Цели государственной регистрации прав на недвижимость

Контрольная работа по дисциплине

ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ

Выполнила:_Никандрова Анастасия Михайловна__________


Бесплатная юридическая консультация:

студентка курса ___5___ спец. ____080502(6)_____________

группа ___7/873___ № зачет.книжки____08407/10__________

Преподователь: ___Шведова Наталья Юрьевна___________

Санкт-Петербург

Контрольная работа


Бесплатная юридическая консультация:

Задание 1.

Вариант 7.

Государственная регистрация прав на недвижимость как необходимое условие экономического оборота недвижимости.

Регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой новую проблему для права нашей страны. Это признается практически всеми исследователями правового регулирования оборота недвижимого имущества.

Регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой объективную необходимость во всякой правовой системе, допускающей оборот недвижимости.


Бесплатная юридическая консультация:

Исторический взгляд на проблему правового регулирования оборота недвижимого имущества позволяет сделать вывод о том, что именно объективные свойства недвижимых вещей стали причиной формирования особого правового режима недвижимости, ядром которого является то, что мы сегодня называем регистрацией прав на недвижимое имущество.

С принятием и введением в действие Закона « о государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» наступил новый этап в развитии правового регулирования регистрации прав на недвижимость. Закон определил значение и правовые последствия регистрации, установил основные начала, определяющие порядок регистрации и основания для принятия решений регистрирующим органом. Вместе с тем принятие этого закона не завершило процесс создания правовой базы регистрации прав на недвижимость. Само содержание Закона о регистрации, его концепция свидетельствовали о том, что он, с одной стороны, был ориентирован на существование определенного перехода от применения отдельных его положений к созданию системы, в полном объеме отвечающей его содержанию.

Придание публичности гражданскому обороту недвижимого имущества является объективной закономерностью любой правовой системы, которая признает возможность оборота недвижимости.

Цели государственной регистрации прав на недвижимость

По мнению А.В. Волынцевой, основные цели государственной регистрации:


Бесплатная юридическая консультация:

1) защита прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;

2) обеспечение законного, надежного, открытого гражданского оборота;

3) обеспечение гласного и достоверного подтверждения прав на недвижимое имущество;

4) создание эффективных механизмов государственного управления рынком недвижимости;

5) реализация фискальной функции государства в части обеспечения поступления в бюджет средств от операций, предметом которых выступает недвижимость;

6) обеспечение безопасности на рынке недвижимости путем предотвращения и пресечения преступлений и правонарушений в данной сфере».[1]

В целях обеспечения правильного функционирования действующей системы регистрации и направления ее дальнейшего развития в упомянутый закон следовало бы включить норму следующего содержания:

Целью государственной регистрации прав на недвижимое имущество является защита имущественных прав участников оборота недвижимого имущества.

Все участники гражданского оборота, включая государство, при рассмотрении вопроса о государственной регистрации прав на недвижимое имущество имеют равные права. Изъятия из данного правила могут устанавливаться только законом.

Данная формулировка должна подчеркнуть, что равны права всех субъектов именно как участников гражданского оборота при рассмотрении вопросов о государственной регистрации. Это не исключает особых прав государственных органов на получение информации (ст. 7, 8 Закона о регистрации), прав правоохранительных органов на получение необходимых документов в процессе проведения следственных действий (ст. 182, 183 УПК РФ) и т.п. Однако здесь государство и его органы выступают не как участники гражданского оборота, а как участники других правоотношений.

Без регистрации прав на недвижимость ни один участник гражданского оборота не может быть уверен в действительности своих прав, а равно и прав других участников рынка недвижимости. Будучи актом признания государством зарегистрированного права, регистрация (в зависимости от ее системы и уровня организации) дает определенную степень уверенности в стабильности прав на недвижимость, степень всегда значительно большую, чем в условиях отсутствия регистрации.

Данная цель имеет особое значение для нашей страны. В современных условиях недвижимость (квартиры, дома, земельные участки и др.) является основным, а в ряде случаев практически единственным существенным достоянием подавляющего большинства граждан. Для многих граждан недвижимость выступает и единственным (или основным) источником дохода, она может быть предметом аренды, объектом залога при получении кредита и т.д. В условиях, когда доходы значительной части населения ниже официально установленного прожиточного минимума, государство обязано принимать все необходимые меры к защите того, что является единственной ценностью и условием существования для многих граждан.

Функция государства по защите прав граждан и юридических лиц всегда сочетается с функцией контроля исполнения ими своих обязанностей. Одной из основных обязанностей как физических, так и юридических лиц является уплата налогов на содержание государства. В свою очередь доходы государства от налогов, связанных с владением и распоряжением недвижимостью, составляют существенную часть государственных доходов. Но для того, чтобы собирать налоги в полном объеме, государство в лице налоговых органов должно располагать исчерпывающей информацией как о собственниках объектов и владельцах иных прав на них, так и о фактах распоряжения этими объектами, связанными с извлечением дохода (продажа, сдача в аренду, получение в дар и пр.).

Еще одной целью системы регистрации должно стать предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в сфере отношений, связанных с недвижимостью.

Источник: http://lektsii.org/.html

Цели государственной регистрации

Необходимость проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как обязательное требование к операциям, совершаемым с недвижимостью, впервые была предусмотрена в ст. 131 ГК РФ. Крашенинникова П.В. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Постатейный комментарий / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2007. С. 22., комментируя федеральное законодательство отмечает, что введение государственной регистрации прав преследует несколько целей:

— придать открытость (прозрачность) правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах;

— ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом прав на него) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц;

— внести единообразие в процедуру регистрации прав на недвижимое имущество на всей территории РФ.

Вместе с тем, цели государственной регистрации прав на недвижимое имущество прямо в Законе о государственной регистрации не определены. Некоторые из них указаны в утвержденной в апреле 2001 г. Постановлением Правительства РФ N 273 Федеральной программе поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 273 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 16. Ст. 1602..

Основными целями государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество являются становление и развитие на территории Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающей государственные гарантии зарегистрированных прав, а также полноту сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним Дмитриев Ю.А. Юридические основания осуществления государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество // Административное и муниципальное право. 2008. N 1..

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит публичный характер. Наличие государственной регистрации создает презумпцию законности прав на недвижимое имущество для правообладателя. В подавляющем большинстве случаев государственная регистрация имеет по отношению к регистрируемому праву правообразующее (правоустанавливающее) значение. Это означает, что именно с государственной регистрацией закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимость. Только в отдельных случаях возникновение вещного права на недвижимое имущество связывается не с моментом государственной регистрации, а с моментом, прямо указанным в законе.

Таким образом, государственная регистрация решает задачу укрепления, упрочения прав на недвижимое имущество.

В п. 1 ст. 164 ГК РФ говорится о порядке регистрации. Пункт 1 ст.13 и ст.19 Закона о регистрации устанавливают порядок регистрации и основания для приостановления государственной регистрации. Юридический акт есть свершившийся факт, он не может иметь порядка и не может быть приостановлен, только процесс может быть приостановлен и иметь порядок проведения. Пункт 7 ст. 16 Закона о государственной регистрации определяет, что регистрационные действия начинаются с момента приема документов.1 1 О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст.3594; 2009. N 29. Ст. 3611.. Все действия органов, осуществляющих государственную регистрацию, а не только внесение записей в ЕГРП, есть элементы государственной регистрации как процесса. Уместна аналогия с гражданским или арбитражным процессом: судебное решение — юридический акт (независимо оттого, удовлетворен ли иск или в нем отказано), но рассмотрение дела, собственно правосудие — это процесс.

Основными задачами системы государственной регистрации, служащими достижению указанных целей, являются: 1) регистрация прав собственников, обладателей иных вещных прав, на недвижимое имущество; 2) проверка законности и регистрация заключаемых сделок с недвижимым имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; 3) регистрация ограничений и обременении прав, в том числе возникающих в силу закона и актов уполномоченных органов; 4) ведение и хранение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) выдача информации из Единого государственного реестра прав.1 1 КиндееваЕ.А., Пискунова М.Г. Указ. соч. С.28.

Принципы осуществления регистрационной деятельности могут быть разделены на общие, характерные для деятельности всех правоприменительных органов, и специальные, присущие только государственной регистрации

Под принципами в теории права понимают основные начала правового регулирования, закрепленные в правовых нормах, а государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правоприменительная деятельность учреждений юстиции. Теория государства и права / Под ред. В. Стрекозова. М., 1993. С. 163.

К общим принципам можно отнести:

1. Принцип законности.

2. Принцип гласности и публичности.

3. Принцип диспозитивности.

4. Принцип достоверности записей в Едином государственном реестре правКирсанов А.Р. Понятие, содержание и принципы юридической деятельности органов в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Регистрация прав на недвижимость / Отв. ред. А.Р. Кирсанов. М., 2003. Вып. 8. С. 28..

К общим принципам относится, в первую очередь, законность. В качестве основных элементов законности можно выделить:

1. Наличие законов, регулирующих соответствующие общественные отношения. Законодательство о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона о регистрации, других федеральных законов и нормативных актов РФ.

2. Обеспечение прав граждан и законных интересов юридических лиц. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Как установлено п.1 ст.2 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация — это подтверждение соответствия возникновения или перехода права на недвижимость ГК РФ. Акт подтверждения права должен соответствовать существующим материально-правовым отношениям. Принцип законности традиционно именуется принципом легалитета. В силу указанного принципа к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию относится:

— проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п.3 ст. 9 Закона о регистрации),

— правовая экспертиза документов и проверку законности сделки (п.1 ст.13 Закона о регистрации),

— проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию документов (п.1 ст. 17 Закона о государственной регистрации).

Порядок государственной регистрации и основания отказа устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с п.6 ст.131 ГК РФ.

Порядок ведения ЕГРП регулируется не только Законом о государственной регистрации и Правилами ведения ЕГРП, но и целым рядом иных нормативно-правовых актов. Ведение ЕГРП — это законно установленная юридическая процедура, направленная на защиту интересов правообладателя.

Вместе с тем, правоприменительная деятельность органов, осуществляющих государственную регистрацию, в значительной мере ограничена в случае регистрации прав на основании решений судебных органов. Регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права на основании вступившего в законную силу решения суда, арбитражного или третейского суда. При отсутствии необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав сведений он может запросить суд о порядке исполнения данного решения (ст. 28 Закона о государственной регистрации).

Государственной регистрации, присущ принцип гласности и публичности.

Регистрационный орган обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме, (п.4 ст.131 ГК РФ). Этот принцип служит достижению экономической и социальной цели государственной регистрации — обеспечению законности оборота недвижимости, «прозрачности» рынка. В статьях 7, 8 Закона о государственной регистрации заложен механизм реализации данного принципа, определены условия и содержание выдаваемой информации. За нарушение принципа публичности, за недостоверную информацию Федеральная регистрационная служба несет ответственность в соответствии с п. 1 ст. 31 Закона о регистрации.

Принцип диспозитивности (принцип частной инициативы) государственной регистрации вытекает из общего принципа гражданского права — автономии воли участников гражданского оборота в установлении своих прав и обязанностей, приобретении гражданских прав своей волей и в своем интересе (п.2 ст.1 ГК РФ). Диспозитивность (или заявительный характер государственной регистрации) отражен в п.3 ст.131 ГК РФ, согласно которому удостоверение произведенной регистрации производится по ходатайству правообладателя. Статьей 16 Закона о регистрации заявление правообладателя также положено в начало регистрационного процесса. Обязательность государственной регистрации, установленная п.1 ст.131 ГК РФ и ст.4 Закона о государственной регистрации, означает, что отсутствие таковой влечет непризнание права на недвижимость государством и третьими лицами, а также ничтожность сделки с недвижимостью (п.1 ст.165 ГК РФ). Но только от правообладателя недвижимости зависит, будет ли он требовать регистрации возникшего права или останется владельцем без надлежащего титула. Устойчивость оборота недвижимости обеспечивается положениями законодательства о том, что до регистрации перехода права отношения правоотчуждателей и правоприобретателей с третьими лицами не изменяются (п.2 ст.551 ГК). Правообладатели и участники сделки должны самостоятельно совершить необходимые действия по государственной регистрации для защиты и признания их прав на недвижимость или возместить убытки другой стороне в случае уклонения от регистрации. Титул правообладателя до момента государственной регистрации вещного права можно назвать законным владением или пользованием.

Заявительный характер государственной регистрации как правоприменительной деятельности не противоречит императивному характеру государственной регистрации как материальной нормы гражданского права. Диспозитивный характер имеет процесс государственной регистрации, сами же положения Гражданского кодекса о государственной регистрации являются императивными нормами. Государственной регистрации подлежат указанные в п.1 ст.131 ГК РФ вещные права, а также сделки с недвижимостью (основные и акцессорные) в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. В отличие от нотариальной формы договора, стороны не вправе своим соглашением установить обязательность государственной регистрации, равно как и отменить ее. Если договор подлежит государственной регистрации, то он считается заключенным с момента регистрации, а если не подлежит, — то с момента достижения соглашения по всем существенным условиям в форме, установленной законом или договором (ст.432,433, 434 ГК).1 1 Гражданский кодекс (Часть 1): Федеральным законом № 51-ФЗ от 30 ноября 2004 года (в ред. от 17 июля 2009 г.)// Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2009. № 29. Ст. 3618. В соответствии с п.1 ст.20 (с учетом п.1 ст.2) Закона о государственной регистрации в регистрации прав и сделок, не подлежащих регистрации в соответствии с законодательством, должно быть отказано.

В ст. 2 Закона о государственной регистрации сформулирован важнейший принцип, присущий многим системам регистрации — принцип достоверности записей в ЕГРП. В соответствии с этим принципом информация, содержащаяся в реестре признается достоверной. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст.3594; 2009. N 29. Ст. 3611. Пункт 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации гласит, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.1 1 О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст.3594; 2009. N 29. Ст. 3611. Запись в ЕГРП свидетельствует о наличии субъективного права, существование которого не требует дополнительных доказательств. Даже при утрате собственником правоустанавливающих документов на недвижимость нет необходимости в их восстановлении, получении дубликатов нотариально удостоверенных договоров. Право не прекращается и не требует дополнительного подтверждения, пока в ЕГРП существует соответствующая запись. Для отечественного оборота недвижимости привычно увязывание существования права с наличием подлинников правоустанавливающих документов у правообладателя. В настоящее время наличие права должно подтверждаться выпиской из ЕГРП, а не подлинником или дубликатами документов, после составления, которых может пройти и несколько лет. При этом не следует отождествлять запись в реестре со свидетельством о государственной регистрации права, которое утрачивает свою актуальность по существу на следующий день после выдачи. Наличие свидетельства только подтверждает проведенную регистрацию в соответствии с указанной в ней датой. Ответ, является ли собственником лицо, предъявившее свидетельство, можно найти только в ЕГРП.

К специальным принципам относятся:

1. Процессуальный формализм.

2. Принцип единства.

3. Принцип преемственности.

4. Принцип приоритета ранее зарегистрированных прав.

5. Принцип экстерриториального предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП.

6. Принцип двойной регистрации. Кирсанов А.Р. Понятие, содержание и принципы юридической деятельности органов в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Регистрация прав на недвижимость / Отв. ред. А.Р. Кирсанов. М., 2003. Вып. 8. С. 28.

Специальным принципом государственной регистрации является документальный формализм. . Закон № 122-ФЗ регламентирует процедуру и место регистрации, действия участников регистрационного процесса, основания для государственной регистрации, требования к документам и порядок их предоставления, сроки совершения определенных действий. Правила ведения ЕГРП устанавливают форму и содержание регистрационных записей, свидетельств о государственной регистрации и регистрационной надписи на документах. Эти формальности установлены, с одной стороны, для защиты лиц, обращающихся за регистрацией, усиления ответственности органов по государственной регистрации за несвоевременную регистрацию, с другой — для обеспечения юридической чистоты и государственной гарантии зарегистрированных прав и сделок, полноты и подлинности сведений в ЕГРП.

Но в отличие от судебного разбирательства, где неисполнение процессуальных формальностей влечет ничтожность процессуального действия, нарушение формальностей процедуры регистрации не должно вести к ничтожности самого акта государственной регистрации. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Действия государственных регистраторов, могут быть обжалованы в суд, но если государственная регистрация права состоялась, то отменить ее можно только в процессе судебного спора о праве на объект недвижимости. Очевидно, суд, оценивая правомерность приобретения права на недвижимость, при принятии решения будет руководствоваться нормами материального права, а не процессуальными нормами Закона о регистрации Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Указ. соч. С.25..

К специальным принципам государственной регистрации следует отнести единство системы регистрации, процедуры регистрационных действий и реестра прав независимо от объекта недвижимости и региона. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в субъектах Российской Федерации единственным органом (территориальным органом Федеральной регистрационной службы) по единой системе записей в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Функции правового контроля за деятельностью территориальных органов Федеральной регистрационной службы, обеспечение соблюдения правил ведения и хранения ЕГРП, разработка методических материалов по вопросам практики государственной регистрации возложены на центральный орган — Федеральную регистрационную службу, находящуюся в ведении Минюста России. Для обеспечения принципа единства системы государственной регистрации ЕГРП во всех субъектах Российской Федерации ведется на русском языке (п. 10 Правил ведения ЕГРП).

Принцип преемственности, признания прав, возникших до момента вступления в силу Закона о государственной регистрации (п.1 ст.6).. Государственная регистрация, осуществленная до вступления в силу Закона о регистрации, признается юридически действительной, регистрация ранее возникших прав по общему правилу не является обязательной и проводится по желанию правообладателей и проводится по желанию правообладателей.

Так собственник недвижимого имущества, оформивший свои права в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Закона о регистрации, обладает всеми правомочиями, соответствующими содержанию права собственности (пользование, владение и распоряжение). Однако по правоотношениям, возникшим до введения Закона, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (п.6 ст. 33 Закона о государственной регистрации).

Принцип преемственности дополняется принципом приоритета ранее зарегистрированных прав..

Регистрация перехода, ограничений (обременений) права, сделки с объектом недвижимого имущества осуществляется только после регистрации права в ЕГРП (п.2 ст.6, п.2 ст. 13 Закона о государственной регистрации). Проверка юридической силы и действительности правоустанавливающих документов правоотчуждателя, регистрация его права являются необходимыми для проверки законности сделки с недвижимостью. Данное требование никоим образом не ограничивает прав собственника, а лишь устанавливает порядок государственной регистрации сделок и иных ограничений (обременений). До регистрации сделки в ЕГРП лицо, распоряжающееся недвижимостью, должно зарегистрировать свое ранее возникшее право. Это действие можно расценить как обязанность совершить необходимые действия для государственной регистрации сделки. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от государственной регистрации, последствия такого уклонения установлены п. 3,4 ст. 165 ГК РФ. Таким образом, правоотношения, возникшие в связи с распоряжением недвижимостью, приобретенной до введения в действие Закона о государственной регистрации, подпадают под его правовое регулирование.

Принцип двойной регистрации. Этот принцип заложен не только в содержании Закона о регистрации, но и в его названии — «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с принципом двойной регистрации при совершении подлежащей государственной регистрации сделки, например при купле-продаже квартиры, регистрации подлежит и договор, и переход права собственности к покупателю. При заключении договора об ипотеке государственной регистрации подлежат и договор, и обременение ипотекой; аналогичная ситуация и при регистрации договора аренды. Этот принцип не является общим для всех сделок. Он применяется лишь к тем сделкам, для которых в дополнение к требованию о надлежащей форме установлено требование об обязательной государственной регистрации. Проведенную регистрацию договора Федеральная регистрационная служба удостоверяет штампом с регистрационной надписью на договоре. Регистрацию права удостоверяет свидетельство о регистрации права или выписка из ЕГРП.

Таким образом, в результате рассмотрения понятия государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно охарактеризовать как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Основной правовой целью государственной регистрации является обеспечение устойчивости гражданского оборота путем подтверждения и государственной гарантии прав на недвижимость. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Также важно отметить, что деятельность по осуществлению государственной регистрации осуществляется в соответствии с указанными в законе о государственной регистрации целями и задачами и основывается на важных, для этой деятельности, принципах.

Источник: http://studbooks.net/946176/pravo/tseli_zadachi_printsipy_gosudarstvennoy_registratsii_prav_nedvizhimoe_imuschestvo_sdelok

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн