Чем отличается взнос от налога

Чем отличается налог от сбора Бесплатная юридическая консультация: Чем отличается налог от сбора Похожие публикации В нашем экономически развитом мире.

Чем отличается налог от сбора


Бесплатная юридическая консультация:

Чем отличается налог от сбора

Похожие публикации

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов.

Оглавление:

В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

Отличие налога от сбора: законодательная база

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор». Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки. В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Налог и сбор: сходства и различия

Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.

Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.

Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие. Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти. К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.

С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://spmag.ru/articles/chem-otlichaetsya-nalog-ot-sbora

Отличие налога от сбора

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

  • либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
  • либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:


Бесплатная юридическая консультация:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

А вот дальше начинаются отличия.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги – прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, не обязательно все (п. 3 ст. 17 НК РФ). Эти элементы определяются в зависимости от характера самого сбора (п. 2 Определения КС РФ от 08.02.2001 N 14-О ).

Таким образом, можно подытожить, что налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. И тот, и другой являются обязательными платежами, но исполняют разные функции, что влечет за собой и иные отличия.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k503265

Чем отличается взнос от налога

Общее и различия между налогами, сборами и взносами

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс. А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».


Бесплатная юридическая консультация:

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией – территориальным подразделением Федеральной налоговой службы. Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации, которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного. На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы. Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

Бесплатная юридическая консультация:

• Фонд социального страхования Российской Федерации.

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

• схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

• государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.


Бесплатная юридическая консультация:

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

Источник: http://velib.com/read_book/izdatelstvo_piter/nalogi_sbory_i_strakhovye_vznosy_pravila_ischislenija/vvedenie/obshhee_i_razlichija_mezhdu_nalogami_sborami_i_vznosami/

НК РФ. Чем налог отличается от сбора?

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Положения статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 326-О-П) .


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://otvet.mail.ru/question/

Отличие налога от сбора

В чем заключается отличие сборов от налогов?

Все граждане вносят платежи в государственную казну, из которых впоследствии формируется бюджет и осуществляется поддержка социальных программ и институтов в стране. Однако стоит разобраться в том, что именно мы платим и почему. Такое понимание поможет смириться с необходимостью выплат и позволить оценить выгоды, получаемые взамен.

Нормы и положения закона

Все обязательные платежи граждан закреплены в основном законе Российской Федерации, а точнее в Налоговом кодексе РФ. Это правовой акт, устанавливающий все процедуры и нормы налогообложения как для частных лиц, так и для организаций. Однако верховная власть дала органам управления на региональном и местном уровнях возможность регулировать те или иные аспекты взыскания средств в местный бюджет.

Если возникают вопросы по двойному налогообложению или расчету налоговых вычетов, стоит разобраться в особенностях взимания налогов и сборов на территории конкретной области, края или городского поселения. Все формулировки нормативов и соответствующие постановления содержатся в перечне законов, принимаемых субъектами федерации, а также в нормативных актах отдельных муниципальных образований.

То есть, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения о налогах и сборах, а подробные инструкции по порядку их исчисления и процедуре уплаты конкретизируют на местах региональные властные структуры.


Бесплатная юридическая консультация:

Виды налогов и сборов

Все платежи в казну государства, а точнее налоги и сборы в РФ, подразделяются на три основных вида по уровню подчинения:

В зависимости от этой классификации определяется, какая именно властная структура будет в дальнейшем детализировать ставки. В Налоговом кодексе РФ каждый налог или сбор жестко закреплен за одной из этих категорий.

Сходство налогов и сборов

Основные сходства и различия между налогами и сборами описаны в понятиях, раскрываемых в налоговом законодательстве.

Соответственно, согласно определению налог – это обя­за­тель­ный платеж, исчисляемый индивидуально и вносимый безвозмездно. Он взимается как с частных лиц, так и с предприятий и организаций в форме от­чуж­де­ния при­над­ле­жа­щих им денежных активов для финансового обеспечения всех сторон деятельности государства и его региональных и му­ни­ци­паль­ных образований. (Это упрощенное содержание соответствующей статьи закона).

В пункте 2 статьи 8 НК РФ приведено описание сбора. Это также обя­за­тель­ный взнос, который касается как ор­га­ни­за­ций, так и фи­зи­че­ских лиц. Его уплата единоразовая и является одним из условий для выдачи лицензий и разрешений со стороны уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Также сборы могут быть необходимым условием для ведения некоторых видов предпринимательской деятельности на ограниченной территории, где действует тот или иной сбор.


Бесплатная юридическая консультация:

И налоги, и сборы нельзя отменить, платить их обязательно при любых обстоятельствах. И тот, и другой вид платежей касается как отдельных людей, так и организаций.

Отличие налога от сбора

Основное различие между налогом и сбором заключается в свойстве безвозмездности. То есть, когда гражданин или предприятие вносит в государственную казну налог, то он ничего не получает взамен. Платить налоги — обязанность, которой нельзя избежать и никакой награды за это не положено.

Сбор существует на условиях взаимной выгоды. Тот, кто платит сбор, получает за это некую услугу от государства или одного из его субъектов. Как правило, это так называемые юридически значимые действия, приносящие прямую пользу плательщику: выдача разрешений, фиксирование прав, получение лицензий.

Еще одно отличие между сбором и налогом в порядке их установления. Чтобы налог начал считаться установленным, а значит обязательным для уплаты, необходимо определить кто именно его платит (установлены налогоплательщики) и каковы сами эле­мен­ты на­ло­го­об­ло­же­ния. Это налоговая база, объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния и на­ло­го­вый пе­ри­од, а также другие аспекты.

При установлении сбора в обязательном порядке определяются только его пла­тель­щи­ки, а перечень элементов может различаться. Устанавливаются только необходимые элементы сборов, но не все, которые могут относиться к этой области деятельности.


Бесплатная юридическая консультация:

Кроме этого, сборы вносятся разово при возникновении такой необходимости, а налоги (некоторые из них) платятся регулярно и постоянно. По налогам возможен частичный или полный вычет при соблюдении определенных условий, а по сборам возвратов и вычетов не существует.

Между налогом и сбором много общего, и прежде всего — обязательность их уплаты. Однако их функции различаются, что приводит к расхождениям в расчетах и механизме уплаты этих источников пополнения государственной казны.

Источник: http://microzajmi.ru/otlichie-naloga-ot-sbora/

Чем отличается налог от сбора

Смотрите также:

Налоги и сборы — это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.


Бесплатная юридическая консультация:

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Физические и юридические лица

Физические и юридические лица

Природа возникновения обязательства

Является индивидуально безвозмездным платежом


Бесплатная юридическая консультация:

Является условием совершения юридически значимых действий

Обязанность по уплате

Обязателен в силу закона

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования

Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования


Бесплатная юридическая консультация:

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Соотношение налога и сбора по условиям

Статья 17 НК РФ устанавливает общие условия для установления и тех и других. Для платежей налогового характера это:


Бесплатная юридическая консультация:

  • объект налогообложения;
  • облагаемая база;
  • период и порядок исчисления;
  • ставка;
  • порядок и сроки уплаты.

Также возможны разнообразные льготы (например, вычеты). Применяются они по основаниям, обоснованным законодательно. Для каждого конкретного типа платежа устанавливаются лишь плательщики и элементы обложения.

Таким образом, в отличие от сбора, налог является более регламентированным законодательно в вопросе его сущности.

Еще один важный момент — размер платежей. Существуют определенные налоговые ставки, закрепленные в процентах. Так, например, если у двух людей разные зарплаты, то и отчисления на НДФЛ в абсолютном выражении у них будут отличаться.

Взносы за юридически значимые действия, как правило, привязываются к МРОТ. Отличаться они могут лишь во времени — по мере пересмотра минимального размера оплаты труда. В один и тот же день все заявители по одинаковому основанию уплатят идентичные суммы.

Налог, сбор, пошлина: сходства и различия

Вопросам, связанным с государственной пошлиной, посвящена глава 25.3 НК РФ . Очевидно, что суть этого понятия значительно разнится с двумя рассмотренными выше.


Бесплатная юридическая консультация:

Но все-таки пошлина ближе к сбору. Она является его разновидностью. Выделяется лишь основанием и перечнем лиц, которые ее уплачивают. Они закреплены в статье 333.17 НК РФ .

Источник: http://ppt.ru/art/nalogi/ot-sbora

Отличия страховых взносов от налоговых платежей

Страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), с экономической точки зрения, — это часть стоимости рабочей силы, обобществленная часть необходимого продукта, отчуждаемого экономически активными трудоспособными членами общества в пользу нетрудоспособных. [1] Можно сказать, что страховые взносы это отложенная часть заработной платы работника, зарезервированная на случай его нетрудоспособности.

Кроме того, оплаченный взнос на ОПС предполагает эквивалентное приобретение работником прав на страховое обеспечение, выплачиваемое при наступлении страхового события. Если работник не состоял в системе обязательного пенсионного страхования, взносы за него не вносились, то у него нет основания для получения права на страховое обеспечение (получение пенсии, пособия). Соответственно страховой взнос на ОПС является возмездным платежом.

Страховой взнос и страховое событие две взаимосвязанные категории. Так, право на получение страховой выплаты при наступлении страхового риска возникает в том случае, если ранее были произведены страховые взносы за конкретного индивида. Однако нужно понимать, что страховое обеспечение будет предоставляться не при любых событиях, требующих социальной защиты или помощи, а только при наступлении страховых случаев, указанных в законодательных документах. В системе ОПС застрахованными лицами являются только работающие лица. Данный вид страхования покрывает следующие основные риски, которые ведут к потере дохода работником или членами его семьи: старость, потеря кормилица, инвалидность.


Бесплатная юридическая консультация:

Страховые взносы принципиальным образом отличаются от налогов.

Согласно определению, которое дано в аналитическом отчете минздравсоцразвития, налог — это обобществленная часть прибавочного продукта,, не относящаяся к трудозатратам. [2]

Уплата налогов, в отличие от страховых взносов, не дает прямого права на какие-либо выплаты. Если все же государством установлены гарантированные выплаты, то не существует прямой взаимосвязи между размером причитающихся выплат и суммой уплаченных налогов.

Социальные выплаты, которые производятся из средств федерального бюджета за счет налоговых поступлений, не имеют прямой зависимости с возникновением страховых случаев, связанных с утратой заработка, это могут быть совершенно другие случаи.

Так как налоги и страховые взносы носят разные задачи, определение их величины осуществляется по-разному.


Бесплатная юридическая консультация:

Тарифы страхового взноса на ОПС и размер базы, с которой он взимается, должны соотноситься с размером будущей пенсии. Для понимания этой взаимосвязи используется коэффициент замещения пенсией заработной платы, как показатель соотношения размера пенсии с величиной заработной платы. Размер тарифа социального взноса и размер базы, с которой он взимается, должны быть напрямую связаны с уровнем заработных плат в стране. Если заработные платы в стране растут, а размер базы взимания страхового взноса не изменяется, то коэффициент замещения пенсией будет снижаться. При этом следует помнить, что Международная организация труда (МОТ) рекомендует уровень коэффициента замещения не ниже 40%.

Налоги не имеют таких связей и зависимости, поэтому налоговые ставки и база, с которой они взимаются, могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от экономической политики государства.

Страховой взнос не может иметь прогрессивную или напротив регрессивную шкалу, нельзя предоставлять льготы по уплате страховых взносов в зависимости от уровня доходов работников или их профессиональной деятельности, так как это нарушит принцип равенства прав застрахованных и повлечет за собой недобор/перебор пенсионных прав по сравнению с другими работниками.

Применяемые льготы для отдельных категорий работников, застрахованных в системе социального страхования, могут быть реализованы только за счет ущемления прав других застрахованных или восполнены за счет бюджетного финансирования.

В текущий период для отдельных категорий работодателей предусмотрена уплата страховых взносов по тарифам ниже, чем для основной категории организаций. Это в основном малый и средний бизнес, деятельность которых связана с производством, образованием, медициной, сельским хозяйством и пр. Если основной тариф уплаты взносов на ОПС составляет 26%, то для отдельных категорий страхователей эти тарифы колеблются от 8 до 23,2%, [3] что означает, с одной стороны, предоставление льгот страхователям (работодателям), а с другой стороны, дополнительная нагрузка на бюджет государства, так как разница во взносах вос-категории плательщиков вполне допустимо, так как не влияет на размер приобретаемых прав гражданами.

Следует показать также различия в особенностях правил учета и взыскания задолженностей налогов и страховых платежей. Если налоговый период может быть календарным годом, то для страховых взносов эти условия неприемлемы, поскольку может возникнуть ситуация начисления работнику, выходящему на заслуженный отдых, пенсии не в полном размере, так как не все платежи поступят к тому моменту в бюджет фонда, или, напротив, в бюджет поступят неопознанные платежи, за лиц, кто уже вышел на пенсию.

При взыскании задолженности в налоговой системе существует понятие «срок давности». Для социального страхования этот подход недопустим, так как в конечном итоге будут ущемлены права застрахованных лиц; перераспределение средств от других застрахованных лиц здесь недопустимы.

Важно, чтобы бизнес-сообщество понимало принципиальные отличия страховых взносов, в том числе на ОПС, от налоговых платежей, так как в существующей тенденции эти платежи объединяются бизнесом как общее налоговое бремя, а не забота о будущем пенсионном уровне существования его работников.

По итогам 2011 года в Пенсионном фонде Российской Федерации было зарегистрированопенсионеров 23 , что составляет 28% от общего количества населения страны чел.). 24 Пенсионные выплаты в общем бюджете социальных выплат занимают большую долю. Так М.Маллаева также считает, что на долю выплат пенсий приходится основная часть общего фонда социальной защиты 25 (см. табл. 1.1). В таблице показана динамика изменений общих объемов социальных выплат, в том числе с разделением по статьям бюджета (пенсии, пособия, стипендии).

Источник: http://studref.com/309877/finansy/otlichiya_strahovyh_vznosov_nalogovyh_platezhey

Отличия налогов от взносов

Понятие налога и сбора

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.
  • Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

    Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

    Виды и примеры налогов и сборов

    Налог и сбор: между ними много общего

    1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
    2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
    3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

    10 главных отличий налогов и сборов

    Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

    Соотношение налогов и иных обязательных платежей

    Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. Ранее действовавшее налоговое законодательство не проводило четкого разграничения названных понятий. Это обстоятельство затушевывало юридическую природу того или иного платежа, затрудняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике. В налоговом законодательстве зарубежных стран эти категории строго разграничиваются. Например, французское налоговое законодательство определяет, что пошлина взыскивается государством без установления определенного соотношения со стоимостью оказанных услуг. При установлении сбора фиксируется пропорция между его размером и стоимостью услуг, предоставляемых плательщику государственными органами. Немецкое налоговое законодательство определяет сбор как платеж не за оказание услуг, а за предпочтение при оказании услуг государственным органом.

    Правовые режимы установления и взимания сборов, пошлин или иных обязательных взносов всегда были и остаются объектами научного изучения.

    Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездное™. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т.е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг.

    Несмотря на имеющиеся доктринальные разработки дефиниций «сбор» и «пошлина», Конституция оперирует только понятием «сбор». Так, в ее ст. 72 указывается на «установление общих принципов налогообложения и сборов». Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Конституции, законодатель дал определение государственной пошлины через категорию «сбор» (ст. 333.16).

    В настоящее время ст. 8 НК определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

    Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т.е. используемое НК понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

    К сожалению, законодательное закрепление дефиниции «сбор» не дало ответа на многие вопросы относительно отграничения налогов от иных обязательных платежей. Отсутствие четких критериев принадлежности какого-либо взноса к налогам или сборам приводит к тому, что до сих пор в российской налоговой системе присутствуют платежи, наименование которых не соответствует их правовой природе.

    Па данное обстоятельство справедливо обращено внимание Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. В частности, в постановлении от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум указал, что при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 НК в случае неуплаты, неполной уплаты сбора судам необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного как «сбор». Высший Арбитражный Суд РФ обоснованно предостерегает суды от слепого доверия ко всем названиям налогов и сборов, перечисленных в налоговом законодательстве. Например, требуют тщательного правового анализа акцизы, таможенные пошлины, ряд экологических налогов. Главная причина смешения формы и содержания налоговых платежей — в несоответствии системы налогов и сборов, установленных ранее Законом о налоговой системе, и рядом основных категорий НК, прежде всего дефинициям налога и сбора, закрепленным в ст. 8.

    Основным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим сбор от налога, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридическими значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В соответствии со ст. 8 НК к юридически значимым действиям также относятся предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

    Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет сделать вывод: предоставление определенных прав означает наделение плательщика каким-либо естественным правом, имеющим в силу закона ограниченный режим обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Положения названной конституционной нормы применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство может использовать определенные ограничения прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

    o установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы деятельности;

    o предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.

    Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак характеризует сборы и пошлины как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным правом (например, сбор за право торговли). Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к судебному рассмотрению, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

    Однако, несмотря па признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаях не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости — например, правосудие или нотариальные действия.

    Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права. Так, ст. 11.1 Закона РФ от 01.04.1993 №«О Государственной границе Российской Федерации» устанавливала сбор за пограничное оформление, правомерность которого была подтверждена Конституционным Судом РФ (см. Постановление № 16-П). В настоящее время названный сбор отменен в виду замены его государственной пошлиной, но не в силу неправомерности его установления.

    Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:

    1) обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

    2) адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

    3) изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

    4) возможность принудительного способа изъятия;

    5) осуществление контроля единой системой налоговых органов.

    В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.

    По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

    По цеди. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

    По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

    По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

    По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

    Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

    Сопоставление юридических признаков налогов и сборов, образующих налоговую систему современного российского государства, подтверждает правильность общей теории государственных доходов, выработанной еще в XIX в. известными русскими и зарубежными финансистами (И. И. Янжул, И. X. Озеров, Д. П. Боголепов, П. М. Годме). Согласно названной теории сборы и пошлины представляют собой своеобразную форму обязательных платежей, являющуюся прообразом налога. Цивилизованному государству более приемлемо использовать налоговые методы, поскольку «в современном видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, способствуя соблюдению конституционных прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность» (В. В. Томаров). Подобно тому как домены перешли в регалии, а последние — в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформятся законодателем в качестве налогов, либо заметно сократят сферы своего применения.

    Вопрос 25. Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия.

    Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

    Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

    а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

    б) индивидуальная безвозмездность платежа;

    в) денежная форма налога;

    г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

    д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.

    Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

    Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

    б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

    Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

    Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.

    Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий

    Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательствомгосударства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаютсятаможенные пошлины.

    В Средние векапошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством,городамиифеодаламиза пользованиедорогамиимостами, а также за ведениесудебных процессови выполнение других функций.

    В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации(гл. 25.3. «Государственная пошлина»),государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организацийифизических лицпри их обращении вгосударственные органы, органыместного самоуправления, иные органы и (или) кдолжностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актамисубъектов Российской Федерациии нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемыхконсульскими учреждениямиРоссийской Федерации, а именно:

    действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

    действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерацииили выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

    действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин,базы данныхитопологииинтегральной микросхемы;

    действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

    государственной регистрации юридических лиц,политических партий,средств массовой информации,выпусков ценных бумаг,прав собственности,транспортных средстви проч.

    В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

    право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

    право вывоза культурных ценностей, предметовколлекционированияпопалеонтологиииминералогии;

    выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

    выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

    Признаки: 1. Обязательность 2. Возмездный характер отношений между плательщиком и государством 3. Единовременность уплаты Различия — налог – это регулярный платеж, а сбор при юридически значимых действиях

    Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления

    © ООО Издательство «Питер», 2014

    Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

    © Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ( www.litres.ru )

    В нашей книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги и сборы, а также обязательные страховые взносы.

    В отличие от других книг по этой теме мы делаем акцент на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства.

    Рассматриваемая область человеческой деятельности регулируется множеством правил, причем каждое правило имеет большое количество исключений. Объем законодательных и околозаконодательных текстов исчисляется десятками тысяч страниц. Запомнить все это обычный человек не в состоянии. Тем не менее в этом можно разобраться.

    Правила исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов образуют иерархическую структуру с четкими взаимосвязями. Если с помощью нашей книги вы освоите внутреннюю логику этой структуры, то сможете легко выделить тот небольшой набор правил, который распространяется на подавляющее большинство ваших ситуаций, и сумеете быстро найти особые правила для сложных случаев.

    Другая отличительная особенность нашей книги – разворот подхода к теме на 180 градусов.

    Законы и прочие нормативные документы составлены с позиции государственных органов, собирающих обязательные платежи. С той же позиции в основном написаны и другие книги, которые пересказывают и объясняют налоговое законодательство. Такие книги удобны налоговым инспекторам.

    У нас же данные вопросы рассматриваются с позиции противоположной стороны, которая платит все эти налоги, сборы и взносы. То есть с позиции предприятий, предпринимателей и обычных граждан. Разумеется, к этой стороне относитесь и вы, наш читатель.

    Следующая особенность нашей книги заключается в том, что, помимо налогов и сборов, исчисление которых регулируется Налоговым кодексом и дополняющими его нормативными актами, мы рассматриваем обязательные страховые взносы.

    Исчисление обязательных страховых взносов регулируется собственной отраслью законодательства. Поэтому страховые взносы обычно рассматриваются в отдельных книгах.

    Но для обязательных страховых взносов применяются те же самые правила исчисления и уплаты, что и для налогов и сборов. А с точки зрения плательщика обязательные страховые взносы являются такими же платежами в бюджет, как налоги и сборы. Объединение в одной книге информации о страховых взносах, налогах и сборах позволит нашему читателю сэкономить усилия на самообразование.

    А чтобы чтение было более легким, по страницам книги вас будет сопровождать неутомимый помощник – Мудрый Ворон.

    Общество и государство

    Мы, современные оседлые люди, живем в государствах, которые поделили между собой практически всю земную сушу (разве что за исключением Антарктиды). Государства существуют для блага всех людей, проживающих на их территориях. Во всяком случае, именно это утверждает любое современное государство.

    Государство отличается от простого неорганизованного общества тем, что имеет специальные структуры для управления обществом. Некоторые члены общества работают в этих структурах: государственные служащие, военные и др. При этом государство налагает на остальных членов общества обязанность предоставлять средства на содержание граждан, занятых в государственных структурах, а также на оказание государственных услуг по обеспечению коллективных потребностей общества.

    К коллективным потребностям общества, которые обеспечивает государство, можно отнести:

    • создание условий для благополучного существования и развития общества в целом, то есть обеспечение экономического и социального процветания;

    • защиту общества от внешних врагов (оборона);

    • поддержание порядка внутри самого общества;

    • защиту общества от эпидемий, природных катаклизмов и т. д.

    В этой книге мы исходим из того, что современное общество является обществом потребления. Члены общества потребляют различные блага – материальные ценности и услуги. Это еда и одежда, квартиры и дома, автомобили, книги и фильмы, развлекательные и спортивные мероприятия, медицинские и образовательные услуги и т. п.

    Чтобы блага могли быть потреблены, их сначала нужно произвести. Производством благ также занимаются члены общества.

    Современное общество является узкоспециализированным. Разные блага производят разные люди, причем подавляющее большинство благ производится коллективно. Для коллективного производства благ граждане создают предприятия.

    Произведенными благами предприятия и отдельные граждане обмениваются друг с другом. Государство устанавливает правила обмена и следит за тем, чтобы никто их не нарушал.

    Деньги и финансы

    Для удобства обмена благами используются деньги. Деньгами можно оценить стоимость любых благ, которые люди предлагают друг другу.

    Выпуском денег занимается государство. Оно объявляет, что выпущенные им деньги являются обязательным средством платежа за ценности и услуги на его территории. Государство содержит организационные структуры, которые обеспечивают быстрое и беспрепятственное перемещение денег между членами общества.

    Совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обращения денег, называется финансами.

    В быту слово финансы часто используется для обозначения денег, хотя это понятие гораздо шире.

    Государственный бюджет

    Поскольку в современном обществе деньги являются универсальным эквивалентом обмена, государству удобно обеспечивать собственные нужды путем расходования денег. Необходимые для этого деньги государство собирает с общества.

    Система сбора и распределения денег называется государственным бюджетом.

    В рамках государственного бюджета устанавливается схема доходов и расходов государства, с основной периодичностью в один год. В этой схеме определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государства, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений со стороны общества. Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются видами доходов государственного бюджета.

    Государственный бюджет нашего государства – Российской Федерации – представляет собой сложную бюджетную систему. Это связано с тем, как оно устроено.

    Наше государство имеет трехуровневую структуру территориального устройства:

    • Федерация (государство в целом);

    • субъекты Федерации (республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

    • муниципальные образования (районы, округа, города, поселки, прочие населенные пункты).

    Соответственно территориальному устройству в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

    бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

    Для муниципальных образований предусмотрена двухуровневая структура управления. Соответственно, уровень местных бюджетов делится на два подуровня.

    Федеральный бюджет находится в ведении Министерства финансов, которое входит в состав Правительства Российской Федерации. Региональные и местные бюджеты находятся в ведении органов финансового управления соответствующих уровней власти.

    Кроме того, в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды – это государственные структуры федерального и регионального уровней, которые занимаются финансированием отдельных направлений деятельности государства.

    Слово внебюджетный в термине государственные внебюджетные фонды подчеркивает независимость таких фондов от федерального, региональных и местных бюджетов. То есть внебюджетные фонды не подчиняются ни Министерству финансов, ни финансовым органам регионального и местного уровней. Тем не менее государственные внебюджетные фонды входят в структуру государственного бюджета. Деятельность внебюджетных фондов регулируется законодательством Российской Федерации.

    В нашей книге рассматриваются только те государственные внебюджетные фонды, которые занимаются сбором обязательных взносов на социальную поддержку, то есть на денежные выплаты гражданам в ситуациях, когда они признаются нуждающимися в такой поддержке. Это следующие государственные внебюджетные фонды:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;

    • Фонд социального страхования Российской Федерации;

    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

    Все перечисленные внебюджетные фонды соответствуют первому уровню территориального устройства нашего государства – государству в целом.

    Что такое налог

    Основным источником пополнения государственного бюджета являются налоги.

    Помимо налогов, государственный бюджет имеет неналоговые доходы:

    • доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

    • доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

    • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

    Под налогом понимается обязательный платеж, уплачиваемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности.

    Налог характеризуется следующими признаками:

    • индивидуальной безвозмездностью платежа;

    • целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

    Налоги взимаются с граждан и организаций.

    Рассмотрим признаки налога подробнее.

    Обязательность уплаты налога связана с тем, что государству необходимы ресурсы, обеспечивающие его существование. Именно поэтому государство обязывает организации и граждан платить налоги.

    Индивидуальная безвозмездность платежа означает, что государство не принимает на себя обязательство оказать какую-либо конкретную услугу или компенсацию гражданину или организации, уплатившей налог.

    Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти потребности государство удовлетворяет путем предоставления определенных услуг, получателем которых выступают не отдельные граждане и организации, а все общество в целом. К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка и т. п. Но при этом невозможно вычислить, в какой степени тот или иной член общества испытывает нужду в государственных услугах, предоставляемых обществу в целом.

    Денежная форма налога означает, что платеж осуществляется исключительно в денежной форме. Это удобно и государству, и плательщикам налогов.

    В принципе, для налога возможна натуральная форма, когда государство собирает с граждан и организаций некоторые материальные ценности. Натуральная форма использовалась на ранних стадиях экономического развития и даже в недалеком прошлом – в период разрухи и гражданской войны в советской России (продразверстка). Но в условиях нормально функционирующих финансов для всех гораздо удобнее денежная форма налога.

    Цель взимания налога – финансирование государственных нужд. Государство расходует существенные средства на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия.

    В доходах бюджетов развитых государств преобладают налоги. Именно финансирование государственных нужд является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.

    К платежам компенсационного характера относятся сборы (о них речь пойдет позже) и санкции имущественного характера – штрафы и конфискация имущества. Такие санкции налагаются за допущенные нарушения закона, их цель – компенсировать потери общества и заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения. Кроме того, к платежам компенсационного характера можно отнести страховые взносы (мы также рассмотрим их в нашей книге).

    Финансирование государственных нужд – не только признак, но и одна из функций налога.

    Налоги выполняют четыре важнейшие функции, причем каждая из них реализует то или иное практическое назначение.

    Первая по важности функция налогов – финансирование государственных нужд, или, другими словами, фискальная функция. Эта функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Название фискальной функции происходит от слова «фиск» – казна.

    Социальная функция характеризует стремление государства придать системе налогообложения черты социальной справедливости. Пример реализации социальной функции – неравное обложение разного по стоимости имущества, когда более дорогое имущество облагается по повышенным ставкам (богатые платят больше). Разумная реализация социальной функции позволяет государству получить поддержку налоговой политики со стороны широких слоев населения.

    Регулирующая функция характеризует намерение государства в особых случаях смягчать негативное воздействие налогообложения и способствовать позитивному экономическому и социальному развитию общества. Государство снижает налоги на предприятия и на проекты, которые с точки зрения бизнеса рискованны или не гарантируют быструю прибыль, но в случае успеха могут принести большую пользу обществу.

    Свежий пример – чемпионат мира по футболу 2018 года. Налогоплательщики, причастные к подготовке этого чемпионата, получают существенные налоговые льготы. Другие примеры – Олимпиада Сочи-2014, проект «Сколково».

    Отечественная налоговая система старается способствовать (точнее, не мешать) модернизации промышленного производства, развитию сельского хозяйства, медицины и образования. Поддерживаются трудовая занятость инвалидов, народные промыслы, традиционные занятия малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поддерживается стремление граждан решать жилищные проблемы собственными силами, а также учиться и укреплять здоровье.

    Разновидность регулирующей функции налогов – ререгулирующая функция. Путем применения повышенных налоговых ставок государство старается уменьшить продажи товаров и объемы предоставления услуг, потребление которых оказывает вред обществу.

    К таким товарам относятся алкогольные напитки и сигареты, к услугам – азартные игры.

    Контрольная функция позволяет государству отслеживать полноту и своевременность уплаты налогов. Контрольная функция реализуется через налоговые проверки, меры принуждения и наказания.

    Для каждой области человеческой деятельности присуща своя терминология. Не является исключением налогообложение.

    Если для обычного человека налог рассчитывается, а для бухгалтера – начисляется, то специалист по налогообложению скажет, что налог исчисляется. Исчисленный налог затем удерживается из денег налогоплательщика и уплачивается в бюджет (а не просто платится).

    К описанному процессу – исчисление, удержание и уплата – иногда применяют термин взимание налога.

    Что такое сбор

    Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

    Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма. Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом. Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог. Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям.

    Что такое обязательный страховой взнос

    Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан (эти фонды перечислены выше).

    Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма. В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа, относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

    Обязательные страховые взносы собираются за счет тех денег, которые граждане, в принципе, могли бы получить в качестве личных доходов. За граждан, работающих в организациях или у предпринимателей, взносы уплачивают организации и предприниматели. Собираемые суммы пропорциональны личным доходам работающих граждан.

    Собранные средства расходуются на социальную поддержку граждан в ситуациях, когда государство признает их нуждающимися в этой поддержке: когда гражданин не способен зарабатывать деньги самостоятельно или утратил такую способность по уважительным причинам. Это следующие ситуации: временная нетрудоспособность по причине болезни, травмы, беременности; постоянная нетрудоспособность по причине достижения пенсионного возраста. Но социальная поддержка, оказываемая гражданину со стороны фонда, не всегда пропорциональна сумме взносов, собранных за счет его доходов. То есть применительно к страховым взносам принцип индивидуальной безвозмездности платежа соблюдается лишь частично.

    К социальной поддержке граждан, оказываемой за счет средств государственных внебюджетных фондов, относятся трудовые пенсии и выплаты по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью. Работающие граждане могут получать социальную поддержку через организации и предпринимателей, у которых работают, и тем же способом, каким они получают заработную плату.

    Следует заметить, что в Российской Федерации социальная поддержка граждан осуществляется не только за счет средств внебюджетных фондов, но также за счет средств бюджетов: федерального, региональных и местных. В частности, за счет федерального бюджета выплачиваются пенсии бывшим военнослужащим и государственным служащим, а также пенсии никогда не работавшим гражданам. Также за счет федерального бюджета начисляется материнский капитал при рождении второго ребенка.

    Еще одно отличие обязательного страхового взноса от налога – цель взимания. Обязательные страховые взносы взимаются не для финансирования государственных нужд в целом, а строго для финансирования социальной поддержки граждан.

    Общее и различия между налогами, сборами и взносами

    Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

    С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

    Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс. А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

    Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

    Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

    Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

    По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией – территориальным подразделением Федеральной налоговой службы. Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации, которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации.

    Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.

    На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

    Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы. Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

    Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

    При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

    Пенсионный фонд Российской Федерации;

    Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

    Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

    • схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

    • государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

    Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

    Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

    Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

    В чем отличие налога от сбора и государственной пошлины

    Оплачивать основные налоги и обязательные государственные сборы в казну страны, должны как юридические, так и физические лица, если граждане являются законопослушными и не хотят нарушать законы Российской Федерации.

    А в чем заключается отличие налога от сбора и можно ли такое понятие считать равнозначным, попробуем проанализировать далее в статье.

    Суть налога и сбора

    Прежде чем рассматривать, в чем заключаются отличия вышеперечисленных понятий, нужно понять их суть.

    Под налогом следует рассматривать обязательную выплату, которую вносят в государственный бюджет как физические, так и юридические лица.

    Условно охарактеризовать это понятие можно следующими чертами:

  • обязательностью, так как каждый гражданин России должен уплачивать налог, о чем гласит НК РФ;
  • безвозмездная уплата денежных средств, так как при оплате налога плательщик в ответ ничего не получает;
  • выплаты не имеют целевого назначения, то есть денежные средства, поступающие в государственную казну, не используются для определенных целей, к примеру, для сферы образования или здравоохранения, а применяются для общих государственных нужд;
  • так как налог в первую очередь рассматривается как финансовая база деятельности страны, то уплата этого платежа должна осуществляться на постоянной основе;
  • в государственный бюджет должны поступать только денежные средства, иные виды выплат в качестве оплаты налога, согласно законодательству, не принимаются.
  • Все обязательные налоговые выплаты разделяют на 3 основные группы:

  • Федеральный – платеж считается обязательным, действует на территории всей страны.
  • Региональный – сумма и размер платежа устанавливается и вводится в действие субъектами РФ.
  • Местный платеж устанавливается, согласно закону РФ, местными региональными органами властями, денежные суммы плательщики выплачивают по месту проживания.
  • Основные функции обязательного взноса таковы:

  • распределение денежных ресурсов путем перечислений из государственной казны в пользу малоимущих или менее защищенных российских граждан;
  • денежные средства, поступившие после уплаты налога, помогают регулировать государственный экономический процесс;
  • владея информацией по обязательным выплатам, государственные органы управления могут контролировать своевременное и полное поступление налоговых платежей.

    Под понятием сбора следует рассматривать такой вид платежа, который позволит плательщику в дальнейшем получить от государства нужный вид услуг, к примеру, получить на руки определенный вид разрешения или лицензию.

    Чаще всего размер сбора определяет тот субъект, который его в дальнейшем и будет взимать с плательщика. Простыми словами можно сказать так – если рассматривается сбор, который будет взимать не государственная структура, то его размер не начисляется государством.

    Тот же субъект, который начисляет размер сбора, вправе назначать для плательщиков льготные условия для уплаты платежей.

    В чем различия между налогом и сбором

    После того как суть, а также цель налога и сбора нами была вкратце проанализирована, можно рассмотреть, в чем состоит разница между ними:

    1. Согласно НК Российской Федерации, налоговая инспекция при начислении размера обязательного налога должна также определить следующее:
      • размер налоговой базы;
      • категория объекта;
      • период уплаты и процентную ставку;
      • схема, которая будет использоваться для исчислений.

    Для того чтобы определиться с размером сбора, вышеперечисленных действий предпринимать не требуется. Все что потребуется в этом случае – это лицо, которое оплачивает сбор, и величина рассматриваемого взноса:

  • для уплаты налога принимаются только денежные средства, а уплачивать сбор можно любым, ранее оговоренным способом;
  • основной целью налоговых платежей является поддержка деятельности государства, а целью сбора является поддержка деятельности определенных государственных структур;
  • налог следует рассматривать как принудительную, то есть обязательную выплату, которая относится как к юридическим, так и физическим лицам. Сбор вправе оплачивать сам плательщик, чтобы иметь возможность получить желаемую услугу от государственных структур;
  • производя оплату налога, плательщики не получают от государства никаких действий в ответ, а сбор можно считать возмездным видом платежа, так как государственные структуры гарантировано предоставляют обратившимся нужные для него услуги или разрешающий документ;
  • чтобы производить исчисление и уплату налога, плательщик должен сумму налоговой базы умножить на ставку платежа, а оплата сбора осуществляется по фиксированной сумме;
  • сбор следует рассматривать как одноразовый взнос, а налог как физические, так и юридические лица должны вносить постоянно, учитывая сроки выплат, которые контролируются государством.

    Определяя размер налогового платежа, государственные структуры могут изменять его показатель, учитывая статус плательщиков и их платежеспособность. А размер сбора, как ранее было сказано, является фиксированным, то есть одинаковым для всех граждан России, вне зависимости от их статуса и платежеспособности.

    Отличие сбора от государственной пошлины

    Основное отличие сбора от государственной пошлины состоит в том, что пошлина может взиматься с плательщика как государственными учреждениями, так и частными компаниями, которые предоставляют нужные услуги для заявителя.

    Таблица отличий анализируемых понятий поможет подвести итог этой статьи.

    Источник: http://dobroedeloufa.ru/nashi-stati/otlichija-nalogov-ot-vznosov/

  • This article was written by admin

    ×
    Юридическая консультация онлайн