Что значит автономное образовательное учреждение

Что значит автономное образовательное учреждение Бесплатная юридическая консультация: Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других? Автономные образовательные.

Что значит автономное образовательное учреждение


Бесплатная юридическая консультация:

Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей.

Оглавление:

В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.

Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.

Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.


Бесплатная юридическая консультация:

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.


Бесплатная юридическая консультация:

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.


Бесплатная юридическая консультация:

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Источник: http://bystriy-zaym.ru/chto-znachit-avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie/


Бесплатная юридическая консультация:

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.


Бесплатная юридическая консультация:

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

Источник: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-avtonomnoe-uchrezhdenie-ot-byudzhetnogo/

Особенности правового статуса автономных образовательных организаций

Согласно Федеральному закону автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.


Бесплатная юридическая консультация:

Преимущества автономного учреждения с точки зрения самого учреждения относятся:

  • получение бюджетного финансирования в форме субсидий;
  • утрата статуса получателя бюджетных средств, а следовательно, отсутствие казначейского контроля за расходованием бюджетных ресурсов;
  • возможность распоряжаться заработанными средствами (поступлениями от платных услуг) также без постоянного контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа.

Возможности автономных учреждений по распоряжению финансовыми средствами

Автономное учреждение вправе получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции. Таким образом, появляется больше возможностей для обновления оборудования, мебели, обеспечения своевременного текущего ремонта помещений, повышения заработной платы сотрудникам и др. Как следствие, у автономного учреждения есть возможность для повышения качества оказания услуг и соответственно привлечения большего числа потребителей и получения больших сумм платежей за оказание платных услуг.

Доходы автономного учреждения остаются в его самостоятельном распоряжении, используются им для достижения целей, ради которых оно создано, не относятся к доходам бюджета. Заработанные автономным учреждением денежные средства и приобретенное за счет них имущество (здания, оборудование и др.) не могут быть переданы другим государственным (муниципальным) организациям.

Автономное учреждение вправе открывать расчетные и иные счета в кредитных организациях, включая валютные счета. В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения не обязаны осуществлять все операции с безналичными денежными средствами через лицевые счета, открытые в федеральном казначействе, что будет способствовать значительному повышению мобильности финансовых потоков и тем самым позволит более оперативно решать неотложные финансовые вопросы.

В отличие от бюджетных, автономные учреждения вправе получать кредиты и займы у кредитных организаций и иных частных лиц. Автономное учреждение, с согласия своего учредителя, вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал коммерческих организаций. Расширена и возможность распоряжения этих учреждений своим имуществом.

Бесплатная юридическая консультация:

Ограничения по распоряжению имуществом

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться только недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Бюджетное финансирование автономных учреждений

Взамен существующего для бюджетных организаций бюджетно-сметного порядка финансирования для автономных учреждений будет установлен особый порядок: учредитель дает автономному учреждению задание на оказание социально-значимых услуг (образовательных, научно-исследовательских и др.), которое обязательно для выполнения. Выполнение такого задания финансируется за счет бюджета в форме субсидий и субвенций.

С момента перехода в автономное учреждение есть льготный трехлетний срок, в течение которого финансирование за счет бюджета будет сохранено в том же объеме, что и у бюджетного учреждения.

Управление автономным учреждением

  • Учредитель
  • Руководитель автономного учреждения
  • Наблюдательный совет
  • Иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы

Функции наблюдательного совета

Наблюдательный совет утверждает проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность, предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, решает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации. Эти решения наблюдательного совета обязательны для автономного учреждения.


Бесплатная юридическая консультация:

Наблюдательный совет принимает и другие решения, уже рекомендательного характера, которые являются авторитетным мнением независимого органа и по смыслу закона должны учитываться при принятии окончательного решения, обладая «силой авторитета».

Кому выгоден переход в автономное учреждение?

Тем, которые ведут самостоятельную работу в больших объемах. При этом они должны иметь существенные внебюджетные доходы за счет спроса на платные услуги, который в ближайшее время не сократится. Лучше организовать работу в новом статусе получится у бюджетных учреждений, приспособленных к самостоятельной рыночной деятельности и имеющих инициативное руководство и лояльный трудовой коллектив.

Какие сложности могут возникнуть у бюджетного учреждения при смене статуса?

Смена типа бюджетного учреждения на автономное требует изменения подходов к организации работы учреждения. При этом происходит отказ от освоения сметы в пользу зарабатывания финансовых ресурсов путем оказания качественных услуг в требуемых объемах.

Для того чтобы получить максимальное количество плюсов от приобретения нового статуса, автономному учреждению потребуется повернуться лицом к потребителю, заинтересовать его в получении (приобретении) услуг именно у этого учреждения, а не у какого-либо другого.

При этом учредитель также должен быть уверен в необходимости данного учреждения, в том, что его услуги нужны и важны потребителям и могут оплачиваться за счет бюджетных ассигнований.


Бесплатная юридическая консультация:

Автономному учреждению также потребуется выстраивать взаимодействие с кредитными организациями, поставщиками работ и услуг, переходить на другую систему бухгалтерского учета, обеспечивать публичность информации о собственной деятельности, подвергаться ежегодному аудиту.

Существует и риск утраты гарантированного бюджетно-сметного финансирования, заключающийся в том, что государство, по сути, предлагает автономным учреждениям попробовать себя «в свободном плавании» в рыночных условиях, в конкурентной среде, при сохранении минимального финансирования «по заказу» на основе задания учредителя.

Этот риск смягчен уже упоминавшимся Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182, по которому федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения, предоставляется в течение 3 лет с даты создания за счет средств федерального бюджета субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении этого федерального автономного учреждения.

В то же время необходимо отметить, что перечисленные сложности могут быть преодолены при условии заблаговременного продумывании путей и способов организации работы автономного учреждения, мотивации персонала, привлечения потребителей услуг.

Десять практических шагов по реализации перехода муниципального образовательного учреждения в статус автономного учреждения (автономной организации)

  1. Анализ ресурсов образовательного учреждения с точки зрения возможного перехода школы в иной статус.
  • Кадровые ресурсы
  • Материально-технические ресурсы.
  • Родительские ресурсы.
  1. Работа по формированию попечительского или наблюдательного совета.
  2. Работа со СМИ.
  3. Подготовка предложения о создании автономного учреждения (или автономной организации).

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения должно содержать:


Бесплатная юридическая консультация:

  • обоснование создания такого учреждения, в том числе с точки зрения его ожидаемых социально-экономических последствий, доступности населению и качества предоставляемых им услуг.
  • сведения об имуществе.
  • расчет денежных средств, необходимых для исполнения всех полномочий, предусмотренных уставом автономного учреждения.

Предложение передается в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления для рассмотрения и принятия решения о создании автономного учреждения.

  1. Работа с депутатским корпусом.

Решение о создании автономного учреждения (автономной организации) путем изменения типа муниципального учреждения принимается представительным органом муниципального образования.

  1. Работа с различными отделами администрации местного самоуправления.

Один из самых сложных вопросов при подготовке перехода школы в иной статус – вопрос финансирования нового учреждения (или организации). Финансирование той части деятельности, которая обеспечивает гарантии бесплатного образования, осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенции. Объем субвенции рассчитывается согласно региональным социально-финансовым нормативам и передается муниципалитету из регионального бюджета.

Второй очень серьезный вопрос, предполагающий совместную работу школы, ставшей инициатором перехода к автономии, и администрации местного самоуправления – это вопрос имущества.

В случае перехода школы в статус автономного учреждения, необходимо подготовить два реестра на имущество. Во-первых, это реестр, в который войдет та часть имущества, которая будет передана школе Учредителем, а также имущество, приобретенное за счет целевых бюджетных средств. Это имущество должно принадлежать школе на правах оперативного управления. Во-вторых, это реестр имущества, приобретенного за счет средств самого учреждения (благотворительные взносы, доход от дополнительных образовательных услуг или от проектной деятельности). Эта часть имущества переходит школе на правах собственности. И в том, и в другом случае, необходимо составить полные списки для принятия соответствующего решения.


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Участие в работе сессии представительного органа муниципального образования.
  2. Подготовка устава автономного учреждения.
  3. Создание наблюдательного совета.

Учредитель принимает решение о назначении руководителя автономного учреждения, а также назначает членов наблюдательного совета. Это предусмотрено ст.10 п.6 и ст.11п.2 законопроекта «Об автономном учреждении». Конечно, в данном случае, демократия весьма относительна, и автономное учреждение мало чем отличается от обычного муниципального. Поэтому, желательно, чтобы в состав наблюдательного совета вошли люди, способные открыто высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с позицией учредителя. Кстати, нормы законопроекта не предусматривают досрочное прекращение полномочий членов наблюдательного совета по инициативе учредителя.

  1. Государственная регистрация автономного учреждения.

Особенности положения бюджетного учреждения в рамках новых подходов к реформированию бюджетной сферы

Бюджетные учреждения нового типа (БУНТ)

При рассмотрении содержания внесенных поправок следует обратить внимание на следующие положения: оказание бюджетными учреждениями платных услуг возможно только сверх установленного государственного (муниципального) задания; уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания невозможно без соответствующего уменьшения государственного задания; бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а совершать сделки с ценными бумагами могут, если такое право будет предусмотрено федеральным законом; установлены нормы, касающиеся порядка предоставления бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у бюджетных и автономных учреждений (поправки к статьям 69 и 79 Бюджетного кодекса РФ); для бюджетных учреждений нового типа впервые устанавливается возможность заключать договор финансового лизинга, при этом вводятся определенные ограничения: платежи не могут осуществляться в натуральной форме и устанавливается особый порядок взыскания задолженности по неуплаченным вовремя лизинговым платежам; первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных на его содержание, с возможным увеличением на содержание вновь вводимых объектов социальной сферы

Об автономных учреждениях

Существенные поправки внесены и в Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»: первоначально в законопроекте предлагалось образовывать автономные учреждения только в сфере образования, культуры, науки, здравоохранения и социального обеспечения. Возможность создания автономных учреждений в иных сферах, ранее установленная статьей 2 Закона № 174-ФЗ, исключалась. После активных обсуждений данной нормы в итоге была принята поправка, предусматривающая создание автономных учреждений в иных сферах, если это предусмотрено федеральными законами. При этом согласно пункту 14 статьи 31 Закона № 83-ФЗ автономные учреждения, созданные в сферах, не предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона «Об автономных учреждениях», подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона; в соответствии с депутатской поправкой предусмотрена возможность открытия автономным учреждениям лицевых счетов не только в кредитных организациях, но и в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах. При этом норма вступает в силу при добровольном принятии такого решения учредителем автономного учреждения и при наличии соглашения учредителя с одним из указанных органов; принята норма, согласно которой автономное учреждение, так же как и бюджетное, не вправе отказаться от выполнения государственного задания; сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений.

О сроках

Значительно переработана статья Закона № 83-ФЗ, устанавливающая сроки вступления в силу его положений. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона его основные положения вступают в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. При этом с 1 января 2011 года и до 1 июля 2012 года (согласно депутатской поправке) устанавливается переходный период. В связи с этим чрезвычайно важными являются положения пунктов 15 и 16 статьи 33. Пункт 15 устанавливает право федерального органа исполнительной власти — главного распорядителя средств федерального бюджета принять в переходный период решение о предоставлении бюджетному учреждению, находящемуся в ведении этого органа или в ведении федерального органа исполнительной власти, подведомственного этому органу, субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. При этом в течение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения главному распорядителю средств федерального бюджета необходимо будет представить в установленном порядке в территориальный орган Федерального казначейства соответствующие изменения, которые предполагается внести в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Пунктом 16 статьи 33 Закона № 83-ФЗ аналогичные нормы устанавливаются и для бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений. Только принятие таких решений должно оформляться законом субъекта РФ и нормативно-правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления.

Указанными актами должны быть определены форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период (путем предоставления субсидий согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ или на основании бюджетной сметы) и дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов, полученных соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Указанные акты подлежат принятию до 1 декабря 2010 года.

Таким образом, перевод конкретных федеральных бюджетных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания путем предоставления им субсидий из бюджета зависит от решения учредителя, которое может быть принято начиная с 1 января 2011 года до завершения переходного периода (за исключением тех федеральных бюджетных учреждений, которые становятся казенными в силу статьи 31 Закона). В отношении бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений такое решение принимается законом субъекта РФ и муниципальным нормативно-правовым актом.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://usperm.ru/node/8548/backlinks

Инновации и эксперимент в образовании

Автономное образовательное учреждение, как организационно-правовая форма некоммерческой организации, в российском законодательстве появилось после принятия Федерального закона от 3 октября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». С учетом данного закона все образовательные учреждения в Российской Федерации делятся на три вида:

  • частные (негосударственные и немуниципальные);
  • государственные (федеральные или региональные);
  • муниципальные.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения, в свою очередь, могут быть двух типов: бюджетными; автономными.

Обращаем внимание, что негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения (частные) не могут быть автономными.

Само название типа государственного (муниципального) учреждения – «автономное» – указывает на самостоятельную деятельность (бухгалтерскую, финансовохозяйственную). Автономия – (от греческого слова autonomia) – это самоуправление, право на самостоятельность. Речь идет не о полной независимости образовательного учреждения, поскольку автономное учреждение представляет собой тип уже существующей организационно-правовой формы юридических лиц – «учреждение» (пункт 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ 1 ).


Бесплатная юридическая консультация:

Представим в табличной форме различия правового статуса бюджетного и автономного образовательного учреждения.

Государственное (муниципальное) образовательное учреждение

Автономное образовательное учреждение

Является бюджетным учреждением. Финансируется из бюджета.

Не является бюджетным учреждением. Из бюджета финансируется только определенное учредителем задание.


Бесплатная юридическая консультация:

Без согласия собственника не может распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. Самостоятельно распоряжается только имуществом, полученным из внебюджетных источников (доходы от внебюджетной деятельности учитываются на отдельном балансе).

Без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, в том числе приобретенным самостоятельно автономным учреждением, вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в пределах доведенных бюджетных лимитов, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником на праве оперативного управления или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.


Бесплатная юридическая консультация:

Финансовое обеспечение задания учредителя автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений, поступают в доход бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, поступают в доход автономного учреждения.

Понятия «крупная сделка» и «сделка, в отношении которой имеется заинтересованность», не используются в деятельности бюджетного учреждения.

«Крупная сделка» и «сделка, в совершении которой имеется заинтересованность» совершается после предварительного одобрения Наблюдательного совета автономного учреждения.


Бесплатная юридическая консультация:

Осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует образовательные программы и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников без специального задания учредителя.

Реализует установленное учредителем задание в соответствии с предусмотренной уставом автономного учреждения основной деятельностью, образовательной программой.

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие органы, предусмотренные уставом. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель образовательного учреждения.

Органами автономного учреждения являются: — наблюдательный совет автономного учреждения, — руководитель автономного учреждения, — иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы.

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют органы федерального казначейства (в части бюджетных и внебюджетных средств).


Бесплатная юридическая консультация:

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют федеральные органы казначейства (в части бюджетных средств) и кредитные организации, банки (в части внебюджетных средств).

Имеют для расчета лицевые счета, открытые в федеральных органах казначейства.

Лицевые счета открываются для обслуживания бюджетных средств. Вправе открывать счета в кредитных организациях для обслуживания внебюджетных средств.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства изымаются в бюджет и не учитываются в смете следующего года.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства не изымаются в бюджет, могут использоваться в следующем финансовом году.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода вне зависимости от размеров дохода.


Бесплатная юридическая консультация:

Вправе уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь на общих основаниях (если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал).

Для бюджетных учреждений предусмотрена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования, и других доходов (расходов). Предусмотрены особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, иное в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Особенности ведения налогового учета, предусмотренные для бюджетных учреждений, на автономные учреждения не распространяются.

Государственные и негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.


Бесплатная юридическая консультация:

Изменение типа на автономное учреждение возможно по инициативе или с согласия бюджетного учреждения (договоренность учредителя и учреждения).

Изменение типа на бюджетное учреждение возможно по решению учредителя автономного учреждения (в одностороннем порядке).

Бюджетное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ).

Автономное учреждение, доход которого за девять месяцев текущего года не превысил 15 млн. рублей, имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, так как ограничения касаются исключительно бюджетных учреждений.

В следующих статьях мы познакомим читателя с финансово-хозяйственными вопросами и правовыми аспектами управления автономным образовательным учреждением.

Фёклин С. И.,заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения образования ФГОУ АПК и ППРО, эксперт-юрист Федерального оператора реализации ПНПО, старший преподаватель кафедры прав человека юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ

1 далее по тексту – ГК РФ

2 Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2007 г. № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения

Источник: http://www.in-exp.ru/component/content/article/25-low-in-edu/100-low-status-avtonom-edu.html

FinaSafe

Финансы и их сбережение

Автономные образовательные учреждения

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных или муниципальных полномочий, предусмотренных законодательством РФ, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, а также в иных сферах и случаях, предусмотренных федеральными законами.

Автономные учреждения в обязательном порядке получают от учредителя государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Автономные учреждения, как и бюджетные учреждения, не вправе отказываться от выполнения задания учредителя.

Финансирование деятельности автономных учреждений из бюджета соответствующего уровня осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, объектом налогообложения по которым выступает соответствующее имущество.

Помимо выполнения задания учредителя автономные учреждения могут оказывать платные услуги, которые должны быть прямо предусмотрены в уставе автономного учреждения.

Автономные учреждения могут размещать средства на счетах в банках.

На автономные учреждения не распространяется обязанность следовать нормам Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — они вправе осуществлять без конкурсных процедур. Ещё одно преимущество статуса автономных учреждений по сравнению с бюджетными и казенными заключается в том, что автономные учреждения вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Однако воспользоваться этим порядком сможет лишь ограниченное число автономных учреждений, поскольку Налоговым кодексом РФ предусмотрены специальные условия перехода на упрощенную систему налогообложения:

· численность работников за отчетный период не превышает 100 человек;

· остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб.;

· доходы по итогам девять месяцев того года, в котором учреждение подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должны превышать 45 млн. руб. (без учета целевого финансирования);

· у организации отсутствуют филиалы и представительства.

До принятия Закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» автономные учреждения были обязаны проводить ежегодный аудит достоверности годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с п.9 ст.13 Закона об автономных учреждениях. С 1 января 2011 года, согласно Закону 83-ФЗ, этот пункт утрачивает силу — аудит автономных учреждений больше не является обязательным и может проводится по усмотрению Наблюдательного совета учреждения.

Таким образом, автономное учреждение — тип государственных (муниципальных) учреждений в РФ с широкой финансово-хозяйственной автономией.

Источник: http://www.finasafe.ru/infins-6-1.html

Информационно-аналитический журнал

3 ноября Президент России подписал Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Профессиональное сообщество отреагировало множеством вопросов: как перемена статуса скажется на процессе обучения, работниках и обучающихся.

Автономные учреждения: выгода и риски

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта».

Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Ст. 2, п. 1.

Президент России 3 ноября 2006 года подписал два федеральных закона – «Об автономных учреждениях» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». Поначалу оба они вызвали в обществе вопросы и дискуссии. Если ранее деление образовательных и иных учреждений на типы (частные, государственные или муниципальные) производилось в зависимости от принадлежности их имущества, то теперь появилось еще одно деление, основанное на степени самостоятельности: государственные и муниципальные учреждения получили право быть либо бюджетными, либо автономными. Естественно, что профессиональное сообщество интересовало, выгодно ли образовательной системе появление учреждений нового типа, как перемена статуса скажется на процессе обучения, работниках и обучающихся? Ведь отличия между автономным и бюджетным учреждением действительно значительны и касаются многих сфер деятельности: управления, финансирования, бухгалтерского и налогового учета, отчетности и ответственности.

Закон устанавливает, что автономное учреждение создается на базе имущества собственника и распоряжается им на праве оперативного управления.

Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное или частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. В сфере образования это государственный или муниципальный заказ, который финансируется из соответствующего бюджета. В рамках основной деятельности учебные заведения могут оказывать услуги и сверх заданных объемов.

При переходе на новую организационно-правовую форму хозяйственная, экономическая и финансовая деятельность учебного заведения расширяются. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано. Тем самым решается другая проблема: уменьшаются расходы учредителя.

Контролирует автономную деятельность наблюдательный совет, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива.

Закон требует публичной отчетности автономного учреждения. Правила опубликования отчетов о его деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества появились несколько позднее – были утверждены Постановлением Правительства РФ 18 октября 2007 года.

Из сказанного видно, что новая организационно-правовая форма расширяет хозяйственно-экономическую и финансовую самостоятельность учебных заведений и делает управление ими более мобильным. Но, несмотря на столь очевидные плюсы, ее внедрение в практику оказалось связанным с определенными рисками. Главными из них аналитики считают:

  • конкуренцию автономных учреждений с иными организациями, оказывающими услуги в социальной сфере;
  • платежеспособный спрос населения на услуги;
  • возможность сокращения государственных заданий.

Тем не менее, процесс перехода образовательных учреждений в новый статус распространился по всей России. В конце 2008 года Министерство образования и науки РФ организовало расширенный мониторинг перевода образовательных учреждений в форму автономных. Информация поступила от 40 субъектов Российской Федерации, что составляет 46 процентов от общего числа. Это дает некоторое представление о том, сколько автономных учреждений появится в нашей стране к концу 2012 года и какого типа они будут.

Как видно из таблицы, в основном, в новую форму переведены дошкольные учреждения (68,2 процента) и учреждения дополнительного образования детей (15,2 процента). Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Но к концу прогнозного периода активизируется переход в автономные общеобразовательные учреждения (35,7 процента). Вузы этот процесс практически не затронет.

Мониторинг показал, что к 2012 году в 40 регионах России появится 2271 автономное образовательное учреждение. Наиболее активно процесс перехода на новую организационно-правовую форму будет осуществляться в Новгородской Калининградской (367) и Тюменской (425) областях, Республике Карелия и Санкт-Петербурге. Большинство регионов предполагает проводить эту работу на уровне муниципальных образований (78 процентов).

В министерстве отметили, что в значительной степени переход к самостоятельной деятельности замедляется из-за недостаточной разработанности нормативно-правовой и методической базы.

Что касается практической деятельности автономных учреждений, этой теме посвящены несколько статей, опубликованных в номере.

ВОПРОС — ОТВЕТ

– Как повлияет перевод в автономные учреждения на содержание образовательных программ?

– Содержание программ менее всего зависит от типа учреждения, поскольку регулируется государственным образовательным стандартом, который задает требования к образованию. Независимо от того, бюджетное это учреждение или автономное, контент содержания программ остается одинаковым. Другое дело, что при утверждении программы развития учебного заведения возможно освоение новых программ обучения.

– Каким образом планируется проводить оценку качества образования?

– Подтверждением качества услуги будет лицензия, государственная аккредитация, а также система показателей, которая будет внедряться в 2009 году.

– Устанавливается ли учредителем задание на платные услуги?

– Государственное задание устанавливается только на образовательные услуги с бюджетным финансированием. На платные образовательные услуги учредитель задание не устанавливает.

– Если отчёт о выполнении государственного задания оказался меньше планового, приведет ли это к уменьшению финансирования автономного учреждения?

– Конечно. Если, например, автономному учреждению надо обучить 1000 студентов, а обучены 800, то получается, что объём, указанный в задании, не выполнен, и при расчёте автономное учреждение будет вынуждено вернуть часть субсидии, выделенной на выполнение задания.

– Входят ли в субсидию на содержание имущества расходы, связанные с проведением текущего ремонта, капитального ремонта?

– Входят, как и все коммунальные услуги.

– Существует имущество, связанное с учёбой, но еще есть и общежития. Студент оплачивает только 5 процентов проживания в общежитии. Будет ли отдельно дотироваться этот вид жилья?

– Содержание недвижимого имущества должно финансироваться из бюджета. После согласования списка недвижимого и ценного движимого имущества с Росимуществом должны рассчитываться расходы на содержание всего этого и выплачиваться суммы из соответствующего бюджета. Государственное имущество будет содержаться, как и обслуживающий персонал, сотрудники. Они, конечно, находятся в зоне риска, придётся их содержание как-то компенсировать за счёт платных услуг.

– В условиях, когда нормативная база недоработана, целесообразно ли сейчас вузам переходить в автономные? Если да, то с какими показателями?

– Для перехода почти вся база сложилась. Недоработана лишь база для функционирования автономных учреждений. Переход оценивается примерно в год. Самая большая проблема – оформление правоустанавливающих документов на имущество и землю. Необходимо помнить, что изменился порядок внесения имущества в федеральный реестр недвижимости.

В первую очередь, в автономные рекомендуется переходить тем вузам, которые имеют пусть и небольшой, но достаточно стабильный доход от оказания образовательных услуг: например, связанный с повышением квалификации. Здесь вузы различного направления находятся в равной ситуации, потому что повышение квалификации нужно всякому работодателю. Постоянный доход может приносить выполнение научно-исследовательских работ. Это либо средства различных целевых программ, либо средства конкретных предприятий, которые заказывают проведение научных исследований. Третий, возможный в некоторых случаях источник, – аренда. В общем, если есть стабильный доход от этих трёх направлений, можно думать, как лучше поступить. Если для вашей организации переход в новую организационно-правовую форму более выгоден, то лучше всего начать сейчас, когда работает программа поддержки таких инициатив.

– В чем заключаются основные риски при переходе в автономные учреждения?

– Первый риск – ответственность по своим обязательствам перед внешними кредиторами. Можно в какой-то момент просто остаться без зарплаты, потому что все деньги на счетах заберут в счёт погашения долга. Но, с другой стороны, попасть в ситуацию, когда нечем платить зарплату, – это надо постараться.

Второй риск это выбор кредитного учреждения, которое окажется либо недобросовестным, либо банкротом. В условиях кризиса это особенно страшно. Но, во-первых, есть система страхования вкладов, она развита и работает. Во-вторых, размещая деньги в банке, можно депонировать средства, то есть получать дополнительный доход, тем самым спасая себя от инфляции, или из этой разницы погашать страхование.

Ещё один вид риска – гибель имущества. Выходом опять же будет страхование. Кроме того, вы можете вкладывать средства в уставные фонды других организаций, то есть получать дополнительный доход от создания малых предприятий, которые будут заниматься обкаткой новых, полученных в результате научно-исследовательских работ технологий перед запуском их в производство.

Источник: http://akvobr.ru/avtonomnie_uchrezhdenia_vygody_i_riski.html

Образовательные организации как автономные учреждения (Авдеев В.)

Дата размещения статьи: 17.05.2015

Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления такими учреждениями, их отношения с учредителями, ответственность по своим обязательствам определяет Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).Автономным учреждением согласно п. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).Являясь юридическим лицом, автономное учреждение от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 2 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).На основании ст. 5 Закона N 174-ФЗ автономные учреждения могут создаваться путем учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.Решение о создании автономного учреждения принимает собственник его имущества — уполномоченный государственный или муниципальный орган.

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя: им может быть РФ, субъект РФ, муниципальное образование (п. 2 ст. 6 Закона N 174-ФЗ).Функции и полномочия учредителя автономного учреждения на основании п. 3 ст. 6 Закона N 174-ФЗ могут осуществлять:- федеральный орган исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662);- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;- орган местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.Следует отметить, что создание автономного учреждения путем изменения существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ).Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.Исходя из п. 7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг, в частности в сфере образования.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения утверждается его учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в силу п. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ осуществляется с учетом расходов:- на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных учредителем;- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.Обратите внимание: если автономное учреждение с согласия учредителя сдает в аренду недвижимое имущество или особо ценное движимое имущество, закрепленное за этим учреждением или приобретенное за счет выделенных учредителем средств, то финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.Пунктом 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ автономным учреждениям предоставлено право кроме государственного (муниципального) задания и обязательств выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.Согласно п. 3 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, в том числе автономные образовательные учреждения вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.Имущество автономного учреждения в силу п. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование.Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 174-ФЗ решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ, согласно которому автономное учреждение имеет право вносить недвижимое имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем, а также находящееся у учреждения особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 7 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет выделенных учредителем средств (п. 4 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (Постановление ФАС Центрального округа от 22.09.2008 по делу N А/2007).На основании п. 2 ст. 8 Закона N 174-ФЗ органами управления автономного учреждения являются:- наблюдательный совет (в силу ст. 10 Закона N 174-ФЗ создается в составе не менее пяти и не более 11 членов);- руководитель автономного учреждения (согласно ст. 13 Закона N 174-ФЗ в зависимости от вида учреждения им может быть директор, ректор и др.);- иные предусмотренные федеральными законами и уставом учреждения органы, например ученый совет.Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа осуществляются в соответствии со ст. 18 Закона N 174-ФЗ. Порядок ликвидации определен ст. 19 данного Закона.Согласно п. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ образовательную деятельность автономное учреждение вправе осуществлять только на основании лицензии.Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных ст. 91 Закона N 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966.Исходя из п. 1 ст. 92 Закона N 273-ФЗ в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также в отношении основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, следует пройти государственную аккредитацию.Порядок проведения государственной аккредитации образовательных организаций, в том числе автономных образовательных учреждений, по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования) устанавливает Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».Согласно п. 11 ст. 13 Закона N 273-ФЗ порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено названным Законом.

Приказом Минобрнауки от 30.08.2013 N 1015 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, который является обязательным и для автономных образовательных учреждений.Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования устанавливаются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных указанным Законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено ст. 99 названного Закона.Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня их средней заработной платы, определяемого в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. При этом расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе муниципальных автономных общеобразовательных учреждений, не могут быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.Для малокомплектных образовательных организаций (то есть малокомплектных автономных образовательных учреждений), расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.К малокомплектным образовательным организациям органы государственной власти субъектов РФ относят образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.На основании п. 2 ст. 102 Закона N 273-ФЗ закрепленные за государственными и муниципальными образовательными организациями на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве, приватизации не подлежат.При ликвидации образовательной организации (автономного образовательного учреждения) ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации (п. 3 ст. 102 Закона N 273-ФЗ).При осуществлении образовательной деятельности автономные образовательные учреждения могут применять как общую систему, так и упрощенную систему налогообложения.Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ автономное образовательное учреждение имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), если по итогам девяти месяцев того года, в котором оно подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн руб. Это ограничение подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. На 2014 г. он равен 1,067 (Приказ Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652).Таким образом, для перехода на УСН с 2015 г. доходы учреждения за девять месяцев 2014 г. не должны превышать0 руб. ( руб. x 1,067) (Письма Минфина России от 13.01.2014 N/2/248, от 13.12.2013 N/2/54977).Если величина доходов (по итогам отчетного или налогового периода) автономного учреждения, применяющего УСН, превысит предельный размер, установленный п. 4 ст. 346.13 НК РФ, то учреждению придется перейти на общую систему уплаты налогов. Согласно указанному пункту предельный размер доходов, при котором учреждение еще вправе применять УСН, составляет 60 млн руб. Данная величина подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Учитывая изложенное, предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 г. составляет0 руб. ( руб. x 1.067) (Письмо Минфина России от 13.01.2014 N/2/248).Согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН автономные образовательные учреждения:- имеющие филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3);- средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 15 п. 3). Порядок расчета среднесписочной численности работников закреплен в Приказе Росстата от 28.10.2013 N 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;- у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн руб. (пп. 16 п. 3). При этом в расчет необходимо брать только имущество, признаваемое амортизируемым согласно положениям гл. 25 НК РФ. Так, например, стоимость земельного участка не будет учитываться при определении предельной величины остаточной стоимости основных средств, поскольку данный объект не является амортизируемым.Обратите внимание: проводить проверки на соответствие критериев, установленных ст. 346.12 НК РФ, автономное образовательное учреждение должно на конец отчетного (налогового) периода. Если показатели окажутся выше предельных, то учреждение утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором произошло такое несоответствие. Это означает, что с начала квартала автономное образовательное учреждение будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения и ему необходимо будет исчислить и уплатить в бюджет все налоги.Также не вправе применять УСН автономные учреждения, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).Напомню: согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ учреждения, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. Вновь созданное автономное образовательное учреждение вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ при применении УСН образовательные учреждения освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество, НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.Иные налоги данные учреждения уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах.При применении УСН автономное образовательное учреждение вправе выбрать объект налогообложения. В случае если учреждение выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая ставка согласно п. 1 ст. 346.20 НК РФ устанавливается в размере 6%.Если учреждение выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15%.Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).Согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются:- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.Не учитываются при определении объекта налогообложения доходы, предусмотренные п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, в частности доходы, перечень которых содержит ст. 251 НК РФ.В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными (муниципальными) учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.На основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное и использованное по назначению, определенному источником финансирования или федеральными законами, в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям.В силу пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными (муниципальными) образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности.Кроме того, не включаются в налоговую базу субсидии, полученные автономным образовательным учреждением от учредителя на выполнение установленного им государственного (муниципального) задания, но при условии, что указанные учреждения ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (Письмо Минфина России от 31.07.2009 N/2/141).Обратите внимание: при отсутствии раздельного учета у автономного образовательного учреждения, получившего средства целевого финансирования, эти средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.Что касается других финансовых поступлений в автономные образовательные учреждения, то в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации услуг.Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).Таким образом, если автономным образовательным учреждением оказываются платные образовательные услуги, то взимаемая плата за оказанную услугу является для этого учреждения доходом от реализации услуг, датой получения которого признается день поступления платы на счета в банках и (или) в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).Порядок определения расходов для автономных образовательных учреждений, выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», установлен ст. 346.16 НК РФ. При этом расходы признаются таковыми после их фактической оплаты, на что указывает п. 2 ст. 346.17 НК РФ.Замечу, что согласно данному пункту расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика — автономного образовательного учреждения, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент погашения.Аналогичный порядок применяется в отношении уплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц.Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.При этом данные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ автономные образовательные учреждения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское и социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде;2) расходов по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено данным Законом;3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом N 255-ФЗ.Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых также установлено данным Законом.При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ расходов более чем на 50%.

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4291

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн