Показатель государственного мониторинга земель это

Государственный мониторинг земель Бесплатная юридическая консультация: Правительство РФ постановлением от 28 ноября 2002 г. №846 утвердило Положение об осуществлении государственного.

Государственный мониторинг земель


Бесплатная юридическая консультация:

Правительство РФ постановлением от 28 ноября 2002 г. №846 утвердило Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Оглавление:

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

  • 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов,
  • 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства,
  • 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, федеральными законами.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.


Бесплатная юридическая консультация:

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Источник: http://studwood.ru/655847/pravo/gosudarstvennyy_monitoring_zemel

Государственный мониторинг земель

Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации установлена необходимость осуществления государственного мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдения за состоянием земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 №846.

Государственный мониторинг земель в соответствии с вышеуказанным Положением включает в себя сбор информации о состоянии земель, ее обработку и хранение, непрерывное наблюдение за использованием земель, анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования.

В соответствии с утвержденным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Положением «Об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан» (далее — Управление Росреестра по Республике Татарстан) ведение мониторинга земель возложено на Управление Росреестра по Республике Татарстан и его территориальные отделы во взаимодействии с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.


Бесплатная юридическая консультация:

На федеральном уровне регулирование деятельности в сфере мониторинга земель осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Задачами мониторинга являются:

1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.

2. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.

3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.


Бесплатная юридическая консультация:

В зависимости от целей наблюдения и охвата территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. Руководствуясь этими сведениями, можно выделить две большие группы показателей: показатели использования и показатели состояния земель.

Показатели государственного мониторинга использования земель предназначены для сбора информации о фактическом использовании земель, выявления наличия площадей резервов земель, потенциально пригодных для хозяйственного использования, в т.ч. для сельскохозяйственного производства, а также установления фактов наличия нарушения земельного законодательства.

Показатели государственного мониторинга состояния земель предназначены для сбора и анализа информации о состоянии земель, влияющей на возможность хозяйственного или иного (рекреационного и пр.) использования территории, обоснованности исчисления налогов, а также для целей возмещения ущерба, нанесённого в результате хозяйственной деятельности физических и юридических лиц.

В целях получения информации о количественном и качественном состоянии земель осуществляются геодезические и картографические работы, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания, оценка качества земель, инвентаризация земель.


Бесплатная юридическая консультация:

Кроме того, получение информации при осуществлении мониторинга земель может производиться с использованием методов: дистанционного зондирования, включающего съемки и наблюдения с космических аппаратов, средств авиации; сети постоянно действующих полигонов, стационарных и иных участков; наземных съемок, сплошных и выборочных обследований.

Результаты изучения состояния земель фиксируются в учетных формах (базах данных) государственного мониторинга земель, а происходящие изменения отслеживаются по мере получения новых данных.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Собираемая в ходе проведения государственного мониторинга земель информация о состоянии и использовании земель различных категорий позволяет государству эффективно выполнять функции государственного управления земельными ресурсами страны.

Источник: http://mylektsii.ru/.html

Бесплатная юридическая консультация:

Система показателей государственного мониторинга земель

Система показателей государственного мониторинга земель

В целях организации непосредственных наблюдений за состоянием и использованием земель, а также проведения работ по анализу и прогнозированию, исходя из целей и задач государственного мониторинга земель, и учитывая наличие разных систем наблюдений по отдельным компонентам, установлена единая система показателей государственного мониторинга земель.

При формировании в ее состав включаются показатели систем наблюдения Росреестра, некоторые простые и обобщенные показатели ведомственных систем.

Критерием включения показателей систем других ведомств является экономическая целесообразность, информационная неразрывность данных, невозможность суждения о явлении только по обобщенным показателям.

При определении состава показателей в единой системе показателей государственного мониторинга земель следует учитывать, что в соответствии с земельным законодательством России государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. В целях классификации показателей по указанным уровням, все данные мониторинга земель делятся на первичные и обобщенные.


Бесплатная юридическая консультация:

Первичные данные классифицируются по принадлежности к системам федерального, регионального или локального мониторинга земель в зависимости от:

· степени угрозы жизни и здоровью граждан (класс опасности загрязнителя);

· основного потребителя информации, в чьих преимущественных интересах собираются данные (юридические и физические лица, органы местного самоуправления, органы власти различных уровней, международные организации в соответствии с взятыми Россией обязательствами);

· географической привязанности показателя к конкретному региону и уровня его экономического развития (благополучия);

· особенностей распространения явления и природно-хозяйственных, физико-географических, ландшафтно-экологических, административных и иных границ;


Бесплатная юридическая консультация:

· виновника образования негативного явления (государственные нужды и федеральные программы, региональные программы, хозяйственная деятельность, санкционированная местной администрацией и так далее);

· летучести (период полураспада и так далее);

· подвижности (переносимость ветром, водой и так далее);

· необходимости исключения земель из хозяйственного использования и их консервации;

· площади распространения явления;


Бесплатная юридическая консультация:

· степени экономического ущерба (в том числе потенциального) от деградации, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

· материальных затрат на компенсационные мероприятия;

· степени ущерба окружающей среде (в том числе потенциального).

Обобщенные данные получают посредством обобщения первичных данных по иерархическому принципу.

На локальном уровне на территории муниципального образования собирают первичные данные, включенные в систему локального мониторинга.


Бесплатная юридическая консультация:

На региональном уровне на территории субъекта РФ собирают первичные данные, включенные в систему регионального мониторинга, и обобщают первичные данные локального уровня.

На федеральном уровне на территории Российской Федерации собирают первичные данные, включенные в систему федерального мониторинга, обобщают первичные данные регионального уровня и производят дальнейшее обобщение данных локального уровня (в том числе, определяют интегральные значения, переходят от количественных к качественным оценкам).

Состав показателей по разделам определяется задачами государственного мониторинга земель.

1. Мониторинг земель, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому загрязнению

Работы по ведению информационной системы мониторинга земель осуществляют специализированные организации, в которые в соответствии с распределенными между министерствами (ведомствами) обязанностями и соглашениями о межведомственном взаимодействии поступают необходимые данные, как первичных наблюдений, так и обобщенная информация.


Бесплатная юридическая консультация:

Непосредственные работы по сбору первичных данных ведутся в системах наблюдений министерств (ведомств) по закрепленными за ними направлениями. При этом при определении содержания загрязняющих ингредиентов (тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, сернистых соединений, канцерогенных веществ, диоксинов и так далее) для почвенно-растительного покрова учитывается направленность их действия на состав почв и их морфологию.

2. Мониторинг использования земель

Назначение данной группы показателей состоит в установлении фактического использования земель, выявлении наличия площадей потенциальных резервов земель, не используемых в настоящее время для сельскохозяйственного производства, но пригодных к их освоению под сельскохозяйственные угодья.

3. Мониторинг состояния земель

Назначение данной группы показателей состоит в обеспечении выявления земель, подверженных: захламлению; дегумификации, эрозии и дефляции; опустыниванию; затоплению и подтоплению; засолению; закислению; зарастанию мелколесьем и кустарником; опасным экзогенным и техногенным процессам.


Бесплатная юридическая консультация:

Вначале по материалам аэро-космосъемки, обследований и так далее выявляется принципиальное наличие земель, подверженных какому-либо негативу. Затем устанавливается ареал распространения явления, в пределах которого сохраняется постоянное значение характеристик, координаты границ ареала и его площадь. После этого проводится сбор и анализ данных, характеризующих данное явление в обозначенных границах, и позволяющих заключить о влиянии данного негатива на: снижение плодородия земель, снижение продуктивности естественных кормовых угодий, ухудшение качества производимой продукции, ухудшение условий использования земель, увеличение площадей, выведенных из землепользования угодий.

Источник: http://pandia.ru/text/78/105/226.php

Показатели мониторинга земель

Мониторинг земель (ст 67 ЗК) — система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объект мониторинга — состояние земли (как объекта окружающей природной среды).

Цель мониторинга земель — накопление сведений которые необходимы для борьбы с процессами приводящими к ухудшению или даже уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.


Бесплатная юридическая консультация:

Важнейшие вопросы мониторинга: Что наблюдать, как наблюдать, для чего наблюдать?

Показателями мониторинга земель являются качественные или количественные характеристики состояния и использования земель. Существует необходимость установления единой системы показателей (ЕСП) государственного мониторинга земель.

При создании такой системы необходимо учитывать как минимум 2 условия:

1. Она должна включать все значимые качественно-различные виды деградации земель

2. Для формирования системы показателей имеется 2 различных подхода:


Бесплатная юридическая консультация:

· Создание интегрированных комплексных показателей

· Выбор так называемого центрального компонента, с которым в наибольшей степени ассоциируется понятие «земля» — почва

Критериями включения показателей в ЕСП являются:

· информационная неразрывность данных

· невозможность вынесения суждения только по обобщённым данным


Бесплатная юридическая консультация:

В целом показатели мониторинга земель делятся на 2 группы:

1. Единая система показателей (ЕСП) – общие показатели, едины для всех уровней мониторинга, различаются по уровням мониторинга и степени генерализации

2. Частные показатели – собираются только на низшем (локальном) уровне

Для классификации показатели делят на:

Первичныеклассифицируются по принадлежности к системам различных уровней в зависимости от разных причин (например, класс опасности загрязнителя, в зависимости от основного потребителя информации, от географической привязанности, от особенностей распространения явления и степени ущерба)

Генерализованные получаются путём обобщения первичных по иерархическому принципу


Бесплатная юридическая консультация:

Они собираются для всех уровней по единой методике, причём системообразующими являются показатели локального уровня.

Поскольку объектом мониторинга являются земли всех категорий, каждый из этих объектов описывается набором показателей, которые определяют характер их систематического использования или степень пригодности к использованию для конкретных хозяйственных целей, а также присущие им природные и антропогенные признаки.

Единая система показателей состоит из 5 разделов:

1. Показатели использования земель

2. Показатели состояния земель


Бесплатная юридическая консультация:

3. Показатели, в соответствии с которыми осуществляется сбор данных на полигонах

4. Источники базовой информации, необходимой для мониторинга земель

5. Нормативно-методическая база государственного мониторинга земель

Показатели использования земель: Состав этих показателей един для всех уровней сбора информации. Это площади угодий по видам, относящимся ко всем категориям земель.

Показатели состояния земель:


Бесплатная юридическая консультация:

Общие (для всех категорий земель). Площадь загрязнённых и деградированных, по степени выраженности. Площадь земель загрязнения радиоактивными, тяжёлыми металлами, токсикантами, нефтью и т.д. Земли, подверженные эрозии, опустыниванию, земли захламлённые, земли подтполенные.

Специальные (для земель с/х назначения). Показатели, характеризующие состояние земель. Площадь по классам пригодности. Площадь засолённых земель, площади подкисленных земель, земли на которых развивается плоскостная эрозия, дефлированные земли, земли, заросшие кустами и мелколесьем.

Показатели, по которым ведётся сбор данных на полигонах наблюдений:

Детальность определяется необходимостью разработки рекомендаций по снижению влияния негативных процессов, по методам рекультивации нарушенных земель, по прогнозу процессов и их возможных последствий с последующей экстраполяцией сведений на иные территории. К таким процессам относятся эрозия, подтопление, опустынивание и т.д.

Источники получения базовой информации:

необходимо учитывать сложившееся расположение функций по сбору и накоплению информации между органами (РОСРЕЕСТР, МИНПРИРОДРЕСУРС, МИНСЕЛЬХОЗ, РОСГИДРОМЕТ, МЧС)

Нормативно-методическая база государственного мониторинга земельнормативные акты, которые необходимы при наблюдении (ГОСТЫ, рекомендации и т.д.)

Базовое, определяющее значение должны иметь те показатели, которые получены в результате изысканий, ведения кадастра, зем. контроля и т.д.

Источник: http://lektsii.org/.html

Система показателей мониторинга земель

Система показателей мониторинга земель определяется его структурой и содержанием. При этом в соответствии с классификацией мониторинга земель по территориальному охвату принято различать три системы показателей мониторинга земель:

— показатели локального мониторинга земель;

— показатели регионального мониторинга земель;

— показатели федерального мониторинга земель.

Показатели локального мониторинга земель

На сегодняшний день система показателей локального мониторинга земель наиболее полно разработана для земель сельскохозяйственного назначения. Объясняется это рядом причин:

— сельскохозяйственные земли наиболее полно и систематически обследуются в ходе плановых проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ различными учреждениями Российской академии сельскохозяйственных наук, Росреестра и др.;

— они имеют максимальные в площадном отношении масштабы негативных изменений антропогенного характера;

— они наиболее подвержены антропогенному воздействию.

Существенно меньшая разработанность системы показателей мониторинга для земель других категорий объясняется тем, что по ним отсутствуют длительные ряды наблюдений, что усложняет интерпретацию данных; имеются существенные отличия в проявлении негативного антропогенного воздействия, особенно на землях поселений и промышленности, где такое воздействие наиболее значительно, однако оно локально по площади. Недостаточная разработанность системы показателей для земель несельскохозяйственного назначения обусловлена также тем, что наблюдения за объектом в составе некоторых компонентов мониторинга земель или слагающих их частей являются функциями различных министерств и ведомств.

В силу того, что разделение земель по целевому назначению носит условный характер, система показателей локального мониторинга земель, разработанная для земель сельскохозяйственного назначения, может быть использована с соответствующей корректировкой для земель других категорий.

Независимо от категории земель на этапе базового мониторинга должна быть получена полная характеристика изучаемого объекта по четырем основным группам показателей:

— показатели для территорий единиц государственного и административно-территориального деления;

— показатели для территорий юридических и физических лиц – собственников земель и землепользователей;

— показатели для единиц производственно-хозяйственного использования земель.

В дальнейшем состав отслеживаемых показателей конкретизируется с учетом назначения земли и вида хозяйственной деятельности.

Состав показателей для любой категории земель должен быть сформирован таким образом, чтобы охарактеризовать следующие компоненты:

— природные условия, влияющие на качество земель;

— базовые наиболее устойчивые параметры почв, растительности, вод и т.п.;

— виды, степень и скорость деградации земель.

Основными компонентами мониторинга земель служат следующие блоки:

— поверхностные и грунтовые воды;

— состояние земной поверхности;

— загрязнение окружающей природной среды;

Показатели природных условий (климат и погодные условия) оцениваются по землям всех категорий, поскольку эти компоненты определяют формирование экосистем и характер проявления негативных процессов и явлений. В качестве основных характеристик климата рассматриваются такие показатели, как:

· сумма положительных среднесуточных температур воздуха выше десяти градусов по шкале Цельсия;

· среднесуточная температура воздуха января; среднесуточная температура воздуха в июле; коэффициент годового атмосферного увлажнения (соотношение осадков и испаряемости);

· сумма осадков за год; вероятность влажных и засушливых лет; ветровой режим (скорость и преобладающее направление ветра).

Для оценки погодных условий берутся суточные показатели, характеризующие гидротермический режим: температура, влажность воздуха и почвы, увлажнение и ветровой режим.

При характеристике исходного состояния почв определяется их приуроченность к определенным формам рельефа:

— мега-, макро- или мезо-формам;

— типу кривизны поверхности.

Для характеристики пород принимается мощность мелкоземистой толщи, включающей собственно почву с ее генетическими горизонтами до плотных каменистых и тяжелоглинистых пород, а также состав почвообразующих и подстилающих пород. Показателями неоднородности почв служат степень контрастности и процентное содержание компонентов почв в контуре. Контрастность влияет на урожайность земель, усложняет проведение сельскохозяйственных работ. По степени контрастности выделяют следующие градации: слабоконтрастные, сильно и очень контрастные.

Общими показателями свойств почв, характеризующими их состояние, являются:

мощность гумусированной толщи;

Группа этих параметров дает общую характеристику почв, в том числе определяет их классификационную принадлежность. Из указанных параметров стабилен только механический состав. Остальные характеристики могут колебаться как по сезонам, так и по годам.

В качестве наблюдаемых параметров (показателей) при слежении за поверхностными и грунтовыми водами используются тип и степень их минерализации, глубина залегания грунтовых вод. На орошаемых землях особое внимание уделяется качеству грунтовых вод и источников водоснабжения.

Помимо указанных, существует также ряд специфических показателей, характеризующих развитие негативных процессов, основными из которых являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление, засоление, каменистость, загрязнение земель тяжелыми металлами, радионуклидами, пестицидами, опустынивание и другие.

194.48.155.252 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/8_53885_sistema-pokazateley-monitoringa-zemel.html

3.3 Система показателей мониторинга земель

Под показателем государственного мониторинга земель (ГМЗ) принято понимать качественную или количественную характеристику состояния и использования земель.

При этом в соответствии с классификацией мониторинга земель по территориальному охвату принято различать три системы показателей мониторинга земель [18]:

показатели локального мониторинга земель (ЛМЗ);

показатели регионального мониторинга земель (РМЗ);

показатели федерального мониторинга земель (ФМЗ).

По своему основному назначению показатели ГМЗ можно разделить на две большие группы: показатели государственного мониторинга использования земель и показатели государственного мониторинга состояния земель.

Показатели государственного мониторинга использования земель предназначены для: сбора информации о фактическом использовании земель, выявления наличия площадей резервов земель, потенциально пригодных для хозяйственного использования, в т.ч. для сельскохозяйственного производства, а также установления фактов наличия нарушения земельного законодательства.

Создание единой комплексной системы показателей мониторинга всех земель России должно основываться на соблюдении целого ряда условий, которые, на сегодняшний день, не всегда могут быть учтены в полной мере [20].

Прежде всего, в создаваемом документе должны быть отражены, по возможности, все значимые качественно различные виды деградационных изменений земель, являющихся, в свою очередь, следствием природных, антропогенных и природно-антропогенных воздействий. В настоящее время единой подобной классификации, к сожалению, пока не существует. В определённой мере этот недостаток компенсируется статьёй 13 (Содержание охраны земель) Земельного кодекса РФ, где приводится перечень негативных процессов на землях, охрана от которых является обязательной.

Анализ материалов, посвящённых существующим системам нормирования качества окружающей среды, даёт представление обо всём многообразии подходов, применяемых в различных целях и для различных природных сред и, соответственно, формируемых для этих целей систем унификации собираемых материалов. Задача, стоящая перед специалистами в области ведения ГМЗ, сформировать такую систему показателей, характеризующих состояние и использование земель.

Исходя из того, что земля – это сложная экосистема, характеризующаяся «…пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами…», может существовать два основных подхода к разработке показателей мониторинга земель. Первый – создание интегрированных комплексных показателей, объединяющих отдельные показатели состояния перечисленных компонентов окружающей среды, которые слагают понятие «земли». Второй – выбор какого-либо «центрального» компонента, с которым в наибольшей степени ассоциируется понятие «земли» и который, в силу своих естественных особенностей, в большей, чем остальные, степени аккумулирует происходящие на землях изменения. Все промежуточные варианты неизбежно приведут к необходимости синтезировать по определённому алгоритму полученный ряд разнородной информации.

Первый путь, совершенно очевидно, чрезвычайно сложен, но при его реализации результат будет наилучший. Здесь можно лишь сказать, что пока нет однозначного заключения о принципиальной возможности создания таких комплексных показателей [20]. .

Альтернативный, второй путь, и явился базовым для всех вариантов разрабатываемого проекта системы показателей ГМЗ. При этом за «центральный» компонент земель были приняты почвы. Обоснованность этого подхода не подлежит сомнению. Почва, как известно – зеркало ландшафта, в наибольшей степени отражающее все, особенно многолетние, изменения в стоянии остальных компонентов, входящих в понятие «земли».

По определению М.А. Глазовской «Почва – один из самых информативных блоков ландшафтно-геохимической системы, её центральное ядро, в котором встречаются и взаимодействуют потоки вещества и энергии, связывающие все компоненты ландшафта в единое целое». Именно в почве происходит основное накопление, трансформация и перераспределение поступающих веществ. Из почвы загрязняющие вещества попадают в растительность и в водоёмы, а затем в живые организмы, в т.ч. в человека. В результате внутрипочвенной миграции поступивший загрязнитель может либо аккумулироваться на геохимических барьерах, образуя техногенные геохимические аномалии, либо переноситься на большие расстояния, мигрируя в водных потоках.

Деградация почв — явление столь же естественное, сколь и социальное. По определению Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), деградация почв антропогенный процесс снижения способности почв обеспечивать существование людей. Явление деградации почв состоит из множества локальных проблем, складывающихся в общемировую мозаику. Деградация почв происходит вследствие различных причин антропогенного характера.

Как и в целом для мира, почвы на территории России значительно деградированы, при этом географическое распределение степени деградации неравномерное.

В России преобладают следующие процессы деградации почв:

Снижение содержания гумуса (дегумификация); потери гумуса составляют в настоящее время в среднем около 0,6 т/га за год;

Обесструктуривание, в том числе уплотнение из-за использования тяжелой сельскохозяйственной техники;

Ветровая эрозия, или дефляция;

Техногенное подкисление (выбросами промышленности и от удобрений);

Источник: http://studfiles.net/preview//page:10/

Государственный мониторинг земель

ЗК РФ (ст.66) предусматривает ведение в стране государственного мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдения за состоянием и использованием земель. Объектом мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и разрешенного использования. Основные задачи мониторинга – это своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов, информационное обеспечение землеустройства, ведения земельного кадастра, государственного контроля, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами.

«Положение об осуществлении государственного мониторинга земель» утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 г №846. В целях реализации данного Положения приказом Госкомзема РБ 27.07.2003 г №43 была утверждена «Программа действий Госкомзема РБ и его территориальных органов по осуществлению мониторинга земель на гг». Программой был предусмотрен комплекс мероприятий по рациональному использованию земель и повышению их продуктивности. В их числе:

— формирование оптимальных агроландшафтов на основе проектов землеустройства;

— формирование экологически сбалансированных агроэкосистем, включающих оптимальное соотношение пашни, луга, леса и водоемов, как регуляторов гидрологического, климатического и биологического режимов;

— предотвращение всех видов деградации земель и повышение плодородия почв на основе адаптивно-ландшафтных систем земледелия.

Для сохранении и повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий постановлением Правительства РБ от 11.17.2006 г №198 утверждена Республиканская программа «Сохранение и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на годы». Программа предусматривала:

— ведение мониторинга и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;

— рациональное использование эродированных земель;

— осуществление оросительной, осушительной и химической мелиорации почв и другие работы.

Показатели государственного мониторинга земель находят свое отражение в годовом отчете «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям». Составление такого отчета распоряжением Правительства РФ от 6.05.2008 г №671-р возложено на Федеральную службу «Росреестр».

Ведение государственного мониторинга земель в Республике Башкортостан возложено на ФГУ ЦАС «Башкирский» и ФГУ САС «Ишимбайская», которые ведут наблюдения преимущественно за агрохимическим состоянием пашни и не располагают необходимой информацией о состоянии других показателей почвы.

При сокращении внесения минеральных удобрений с 72 кг д.в. до 19 кг д.в. на 1 га пашни, а органических удобрений с 4 до 1 т/га и заметном росте урожайности возделываемых культур содержание питательных веществ в почве за этот же период в зоне ЦАС «Башкирский» возросло: P2O5 с 72 мг/кг до 90 мг/кг и K2O со 115 до 122 мг/кг. А по САС «Ишимбайская» содержание P2O5 увеличилось с 75 до 99,6 мг/кг, а содержание K2O сократилось со 150 до 135 мг/кг. Причина этого в том, что не учтено залужение деградированной пашни и обследования проведены только по оставшимся более плодородным почвам.

7.7 Контроль состояния и использования земель.

Согласно ЗК РФ в стране ведется государственный земельный надзор, муниципальный, общественный и производственный земельный контроль. Государственный земельный надзор осуществляют уполномоченные государственные органы, которые контролируют соблюдение юридическими лицами и гражданами земельного законодательства, требований использования и охраны земель независимо от их собственности на землю. Порядок осуществления контроля определен «Положением о государственном земельном контроле», утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г №689 с учетом последующих дополнений и изменений 22.06.2007 г №394, от 21.04.2010 г №268, от 11.г №267. Нормы ответственности за нарушение земельного законодательства предусмотрены ЗК РФ (ст. 74-76) и «Кодексом РФ об административных правонарушениях» (КоАП) от 30.12.2001 г №195-ФЗ (в ред. по состоянию на 1.01.2012 г). В Республике государственный контроль осуществляют: Министерство природопользования и экологии РБ, Управления федеральных служб по РБ «Роснедвижимость», «Россельхознадзор», «Росприроднадзор» и другие. Государственный земельный контроль осуществляют путем ведомственных комплексных проверок использования и охраны земель, соблюдения земельного законодательства. Количество проверок и охваченные ими площади с 1995 по 2005 гг неуклонно росло (рис. 19).

Основным видом нарушений, выявленных в процессе земельного контроля, является самовольное занятие земельного участка (50,3%).

Рис. 19 Динамика количества проверок использования и охраны земель, выявленных нарушений и их устранения.

Использование земель не по назначению и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв отмечены только в 49 случаях (0,65%), уничтожение межевых знаков границ земельных участков — в 2 случаях (0,03%) можно считать неоправданно заниженным, т.к. ни в одном хозяйстве нет проекта организации его территории, не внедрена система земледелия и комплекса мер по защите почв от деградации. Из рисунка 19, 20 видно, что с 2006 г количество проверок, охваченные ими площади и эффективность проверок заметно снизились. Это обусловлено введением в действие в 2006 г Кодекса РФ об административных правонарушениях , «Положения о государственном земельном контроле» и ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г №294-ФЗ. Большое значении для повышения эффективности использования земель, особенно сельскохозяйственного назначения, имеет муниципальный и производственный контроль.

Рис. 20 Динамика площади земель, охваченных государственным земельным контролем

В 2011 г по материалам органов местного самоуправления составлено 82 протокола о нарушениях в использовании земли. Производственный контроль организуют и осуществляют собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, которые несут ответственность за состояние используемых земельных участков и связанной с ним окружающей среды.

Особое место в системе государственного земельного надзора занимает реализация требований «Положения о контроле за проведением землеустройства», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г №1061 и «Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации», утвержденное постановлением Правительства от 4.04.2002 г №214. Дело в том, что до начала реформы на территории Республики генеральным подрядчиком всех землеустроительных работ был Башкирский филиал института Волгогипрозем. Для выполнения работ филиал привлекал субподрядные организации:

— Уральский филиал ВИСХАГИ для выполнения аэрофотогеодезических работ;

— почвенную партию Казанского ГУ;

— геоботаническую партию Башкирского ГУ;

— Башкирский институт «Башгипроводхоз»;

— Башкирский отдел Саратовского института «Союзгипролесхоз».

А в 2010 г в Республике работы по землеустройству выполнили 133 организации и частные предприниматели. На выполнение работ по землеустройству в 2011 г было 6005 заявок. Контроль за выполнением работ ведет Управление федеральной службы «Росреестр». Работа по экспертизе землеустроительной документации пока не проводится.

Контрольные вопросы

1. Составные части механизма управления земельными ресурсами.

2. Задачи и содержание землеустройства.

3. Содержание модели землеустройства.

4. Картографическая обеспеченность земель сельскохозяйственного назначения.

5. Состояние почвенной и геоботанической изученности сельскохозяйственных угодий.

6. Содержание кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения.

7. Понятие и необходимость приведения показателей плодородия к единому стартовому уровню.

8. Платежи за землю.

9. Земельный рынок: задачи и состояние.

10. Государственный кадастр недвижимости в управлении земельными ресурсами.

11. Задачи и содержание государственного мониторинга земель.

12. Контроль использования земель и его значение в управлении земельными ресурсами.

Дата добавления:0 ; просмотров: 542 . Нарушение авторских прав

Источник: http://studopedia.info/.html

Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Понятие, объекты и результаты государственного мониторинга земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение. В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

Источник: http://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/gosudarstvennyj-monitoring-zemel.html

Государственный мониторинг земель

В соответствии со ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Мониторинг земель – это функция государственного управления земельными ресурсами. Изучение земель требует единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг в переводе с латинского «monitor» означает предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий.

Мониторинг – это преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния.

В рамках государственного мониторинга земель проводится изучение состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также промышленных объектов и т.д.

Кроме того, в систему государственного мониторинга земель входят: мониторинг качества земель; мониторинг правового режима земель; мониторинг использования земель; мониторинг экономического состояния земель и др.

При осуществлении мониторинга качества земель проводятся наблюдения за изменением экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы. С учетом данных мониторинга земель осуществляется также подготовка предложений по консервации земель на основании Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830.

В соответствии со ст. 16 Закона об обеспечении плодородия земель мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения предусматривает проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и токсико-экологических обследований. Мониторинг мелиорированных земель представляет собой систематические наблюдения за состоянием этих земель по их гидротехническим, техническим и иным характеристикам. На основе данных наблюдений, в частности, выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель, производится их оценка [1] .

Мониторинг включает также наблюдения за: изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков; динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений; изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.

Мониторинг осуществляется на всей территории РФ, по единой системе за счет ассигнований из бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. В зависимости от уровня власти, на которой осуществляется мониторинг, он подразделяется на федеральный, региональный и местный. В то же время субъекты РФ и органы местного самоуправления, не обладая полномочиями в области государственного мониторинга земель, могут принимать региональные (межмуниципальные) и местные программы, решающие задачи мониторинга [2] . В настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В связи с этим важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области мониторинга земель лежит на органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления [3] .

По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации. Одним из этапов ведения государственного мониторинга земель является реализация методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации для оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель. Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими нормативными правовыми актами регулируются состав информационных ресурсов, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами па доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, определении санкций за нарушение правовых норм землепользования и т.п. Документированная информация государственного мониторинга земель является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством РФ к информации ограниченного доступа. Указанная информация вносится в государственный кадастр недвижимости.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель согласно ст. 67 ЗК РФ устанавливается Правительством РФ, а именно постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Субъекты РФ также могут регулировать осуществление мониторинга земель на своей территории. Например, в г. Москве приняты: Закон г. Москвы от 20.10.2004 № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 20.09.2005 № 717-ПП «Об утверждении Положения о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы», Закон г. Москвы от 04.07.2007 № 31 «О городских почвах» и др. В Ленинградской области принят Закон от 29.02.2008 № 11-оз «Об экологическом мониторинге в Ленинградской области», регулирующий в том числе и осуществление мониторинга земель. В г. Санкт-Петербурге действует аналогичный Закон от 17.04.2006 №»Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга».

Оказание государственных услуг в сфере ведения государственного мониторинга земель возложено на Росреестр, его территориальные органы [4] во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Указанные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель, а также иные государственные программы, планы, мероприятия, проекты, договоры и соглашения по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель, с использованием материалов, данных и сведений, получаемых другими подсистемами Единой государственной системы экологического мониторинга.

Полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Минсельхоз России.

Росреестр осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения государственного мониторинга земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти [5] , органами исполнительной власти субъектов РФ, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в Правительство РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром.

Данные о выявленных особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно. Все перечисленные выше органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров, соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

Информация о состоянии земельных ресурсов областей, краев, республик в составе РФ, автономной области и автономных округов оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в специальных периодических изданиях.

Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель [6] .

Минсельхоз России организует учет и проведение мониторинга мелиорированных земель. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе РФ и Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.

Принципами ведения мониторинга являются: достоверность и точность данных мониторинга земель по фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов; непрерывность ведения мониторинга земель; единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных; наглядность; доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну; экономичность и эффективность; централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ [7] .

Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в органах Росреестра.

Собранные путем мониторинга материалы, выработанные рекомендации (природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геологоразведочными, лесохозяйственными, землеустроительными, а также научными и проектными организациями) служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными органами в соответствии с их задачами в области использования и охраны земель.

Данные мониторинга могут использоваться органами государственного земельного надзора при проведении проверок хозяйствующих субъектов. На основании полученных материалов, характеризующих, например, уровень загрязнения почв, водных объектов, последствия влияния па растительный и животный мир, органы государственного земельного надзора имеют возможность привлекать виновных в этих нарушениях лиц к ответственности.

Росреестр с участием других федеральных органов исполнительной власти обобщает полученные предложения, разрабатывает и представляет в Правительство РФ федеральную программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняет ее с учетом поступивших предложений.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и банки данных автоматизированной информационной системы.

Основной задачей хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации является организация оперативного предупреждения органов управления и контроля (надзора) за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

  • [1] См.: Закон о мелиорации земель (ст. 19, 21); О мелиорации земель. Постатейный комментарий к Федеральному закону / М. В. Пономарев, В. В. Попов, И. Г. Путин, А. С. Широбоков; под ред. М. В. Пономарева. М.: Юстицинформ, 2010.
  • [2] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. С. А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.
  • [3] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Φ3 (постатейный) / отв. ред. С. Н. Волков; науч. ред. Ю. Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009; Черепанова Е. В. Формирование модели отраслевого правового мониторинга // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 123– 129.
  • [4] См., например: постановление Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы».
  • [5] См.: постановление Правительства РФ от 09.02.2012 № 109 «О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель».
  • [6] См.: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • [7] Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Φ3 (постатейный) / отв. ред. С. Н. Волков, науч. ред. Ю. Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009.

Источник: http://studme.org/71649/pravo/gosudarstvennyy_monitoring_zemel

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн