Порядок начисления налогов

Порядок начисления и уплаты налогов, ответственность за налоговые правонарушения Бесплатная юридическая консультация: Оглавление: Порядок начисления и уплаты налогов, ответственность за.

Порядок начисления и уплаты налогов, ответственность за налоговые правонарушения


Бесплатная юридическая консультация:

Оглавление:

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет согласно ч.2 ст. 15.3 КоАП РФ:

1) взыскание штрафа в размере 10% от доходов, но не менееруб.;

2) взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ). Должностные лица налогоплательщика, нарушившего срок представления информации об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации, несут ответственность, и облагаются штрафом от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП РФ). Непредставление налоговой декларации в установленный срок в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет согласно ст. 119 НК РФ:

1) взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;


Бесплатная юридическая консультация:

2) в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока представление такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый месяц, начиная со 181 дня.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения согласно ст. 120 НК РФ:

1) если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.;

2) если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, они влекут взыскание штрафа в размереруб.;

3) если последует занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного, но не менееруб.


Бесплатная юридическая консультация:

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет согласно п. 1 ст. 122 НК РФ: взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Эти деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога

2. Расходы, связанные с производством и реализацией, не учитываемые при налогообложении прибыли

3. Порядок уплаты транспортного налога

Налогоплательщиками (НП) налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения. По ТС, зарегистрированному на физическое лицо, приобретенному и переданному им на основании доверенности на право владения и распоряжения ТС до момента официального опубликования федерального закона, НП является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные ТС, уведомляют налоговый орган по своему месту жительству о передаче на основании доверенности указанных ТС.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база определяется:


Бесплатная юридическая консультация:

1) в отношении ТС, имеющих двигатели, — как мощность двигателя ТС в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных ТС, не указанных в подп. 1 и 2, — как единица ТС.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости ТС, категории ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя ТС, одну регистровую тонну ТС или единицу ТС в следующих размерах:


Бесплатная юридическая консультация:

1) с каждой лошадиной силы с таких видов транспорта, как:

а) автомобили легковые;

б) мотоциклы и мотороллеры;

г) грузовые автомобили;

д) другие самоходные ТС, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;


Бесплатная юридическая консультация:

е) катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;

ж) яхты и другие парусно-моторные суда;

и) самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели;

2) с каждой регистровой тонны валовой вместимости (несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость);

3) с единицы транспортного средства (другие водные и воздушные транспортные, не имеющие двигателей).


Бесплатная юридическая консультация:

2. Определите сущность принципа удобства:

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы представлять наибольшее удобство для плательщиков;

б) рациональная система налогообложения;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

7. К федеральным налогам относятся:

Бесплатная юридическая консультация:

а) налог на имущество физических лиц;

б) налог на доходы физических лиц;

в) транспортный налог.

15.Организации, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, уплачивают налог на прибыль по месту нахождения этих подразделений:

а) пропорционально объемам выручки от реализации продукции (работ, услуг);


Бесплатная юридическая консультация:

б) исходя из выручки и сметы затрат по каждому подразделению;

в) пропорционально среднесписочной численности (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.

22. При исчислении налоговой базы не учитываются доходы:

а) от посреднической деятельности;

б) от игорного бизнеса;


Бесплатная юридическая консультация:

в) от комиссионной деятельности.

32. НДС уплачивается организацией или индивидуальным предпринимателем:

в) ежемесячно или ежеквартально в зависимости от суммы выручки.

37. Единый социальный налог (ЕСН) зачисляется в следующие фонды:

а) государственный бюджет, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации;


Бесплатная юридическая консультация:

б) федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования;

в) Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, региональный бюджет.

42. Налогоплательщики имеют право перейти на УСН, если стоимость амортизируемого имущества не превышает:

47. Налоговым периодом по ЕНВД признается:

52. В случае регистрации (снятия с учета) транспортного средства в течение налогового периода сумма налога исчисляется:


Бесплатная юридическая консультация:

а) за весь налоговый период;

б) в половинном размере;

в) пропорционально времени, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика.

57. К налоговым резидентам Российской Федерации относятся граждане:

а) находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году;

б) находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 160 дней в календарном году;


Бесплатная юридическая консультация:

в) получающие доход из источников в Российской Федерации.

62. Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения по налогу на имущество физических лиц является:

а) инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации;

б) инвентаризационная стоимость объекта, определяемая в соответствии с рыночными ценами;

в) суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.


Бесплатная юридическая консультация:

67. Налоговый кредит может быть предоставлен:

а) только по одному налогу;

б) по одному или нескольким налогам;

в) только по федеральным налогам.

Контрольная работа № 2


Бесплатная юридическая консультация:

Описание ситуации: Предприятие ОАО «Спецэлектромонтаж» выполняет электро-монтажные работы и предоставило Вам:

все счета-фактуры по приобретенным товарам за январь 2006г., используемые для осуществления производственной деятельности (счет-фактура №1, счет фактура №2, счет-фактура №3);

Источник: http://works.doklad.ru/view/03XytnxIMZs.html

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Экономика — рефераты, шпаргалки, семинары, лекции, конспекты

Порядок начисления и уплаты налогов, сборов и платежей

Налоги являются формой финансовых отношений между государством и членами общества

с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для осуществления государством его функций.


Бесплатная юридическая консультация:

Налоги и сборы — это обязательные платежи в бюджет и государственные целевые фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.По форме налогообложения все налоги делятся на две группы: 1) прямые, 2) косвенные.

Прямые устанавливаются непосредственно относительно плательщиков, их размер зависит от масштабов объекта налогообложения:- Налог на прибыль;- Подоходный налог с граждан.Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Взимаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителями при его покупке (НДС, акцизный сбор).По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы:1. Налоги на доходы — взимаются с доходов физических и юридических лиц.2. Налоги на потребление — платятся не при получении доходов, а при их использовании.3. Налоги на имущество — устанавливаются относительно движимого и недвижимого имущества.Государственные целевые фонды — это фонды, созданные в соответствии с законами Украины, которые формируются за счет определенных законами Украины налогов и сборов (обязательных платежей) юридических лиц, независимо от форм собственности и вкладов физических лиц.Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которые, согласно законодательным актам, возложена обязанность уплачивать налоги.

Совокупность налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, уплачиваемых в определенном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения.Учет плательщиков налогов и сборов осуществляется Государственной Налоговой администрацией и другими государственными органами в соответствии с законодательством. Банки и другие финансово-кредитные учреждения открывают счета плательщикам налогов и сборов при условии предъявления ими документа, подтверждающего взятие их на учет ГНА и в трехдневный срок сообщают об этом ГНА.Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции, работ, услуг, стоимость продукции в т.ч. таможенная. или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные Законом Украины «О системе налогообложения» от 18.02.97 № 77/97-ВР.

Прибыль, которая является объектом налогообложения, определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода, определенного согласно п.4.3. настоящего Закона, на:- Сумму валовых расходов налогоплательщика, определенных ст.5 этого Закона;- Сумму амортизационных отчислений, начисленных согласно ст.ст.8 и 9 настоящего Закона.Законом от 15.07.99р. внесены изменения в двух Законов — «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97г. и «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97г.

Стоит обратить внимание на то, что с внесенными изменениями не были объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по передаче основных фондов в качестве взноса в уставный фонд юридического лица для формирования его целостного имущественного комплекса в обмен на имитированы им корпоративные права. Эта норма закона распространялось только на операции по передаче основных фондов на таможенной территории Украины. С вступлением в силу этого закона не является объектом налогообложения и операции по ввозу основных фондов на таможенную территорию Украины (кроме подакцизных товаров) или их вывозе за пределы таможенной территории Украины.

Однако этим же законом предусмотрено, что передача товаров (работ, услуг) на баланс плательщика, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности, считается продажей товаров (работ, услуг), а, следовательно, и облагается НДС на общих основаниях.


Бесплатная юридическая консультация:

Необходимо также обратить внимание на то, что внесены изменения и в определении базы обложения налогом на добавленную стоимость, а именно: до внесения изменений в базы входили все налоги и сборы, а с введением в действие изменений в базу налогообложения при продаже включаются только общегосударственные налоги и сборы. Таким образом, база налогообложения уменьшилась.Прибыль налогоплательщиков, включая предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица, облагается по ставке 30% от объекта налогообложения.

Для выполнения Закона «О налогообложении прибыли предприятий» используются следующие периоды:- Отчетный (налоговый) год — период, который начинается 1 января текущего года и заканчивается 31 декабря этого же года;- Отчетный квартал.Ставки налога на прибыль, льготы по налогу, объект налогообложения, порядок исчисления налогооблагаемой прибыли, сроки и порядок уплаты и зачисления налога в бюджеты могут устанавливаться только путем внесения изменений в этот Закон.Налогоплательщики самостоятельно определяют суммы налога, подлежащие уплате.Налог на прибыль начисляется по соответствующей ставке (установленной настоящим Законом) от прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной согласно п.3.1. настоящего Закона.Налог, подлежащий уплате в бюджет, равна определенной сумме, которая уменьшена на стоимость торговых патентов, приобретенных налогоплательщиком в соответствии с законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

Плательщики налога в течение квартала, за исключением нерезидентов и производителей сельскохозяйственной продукции, уплачивают авансовые взносы налога в бюджет за первый и второй месяцы квартала, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно без представления налоговой декларации.Авансовые взносы начисляются по соответствующим ставкам от прибыли, которая определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода на сумму валовых расходов и сумму амортизационных отчислений с учетом особенностей налогообложения общественных организаций инвалидов, предприятий-производителей специальных продуктов детского питания, инновационных центров, и особенностей перенос убытков на следующие налоговые периоды.

Авансовые взносы уплачиваются в бюджет по итогам первого и второго месяцев квартала до 20-го числа второго и третьего месяцев квартала соответственно.Бюджетные организации уплачивают налог на прибыль, полученный от предпринимательской деятельности ежеквартально и нарастающим итогом с начала отчетного налогового года.ООО «Сагайдачный», который является базой написания курсовой работы, уплачивает ряд общегосударственных и местных налогов и сборов.Общегосударственные налоги и сборы:- НДС- Налог на прибыль предприятий- Подоходный налог с граждан- Сбор на обязательное социальное страхование- Сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы- Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование- Отчисления в инновационного фондаМестные налоги:- Коммунальный налогАналитический и синтетический учет расчетов с бюджетом ведется отдельно по каждому налога или сбора (платежа в бюджет) по соответствующим проводками.

Источник: http://worldofscience.ru/jekonomika/1986-poryadok-nachisleniya-i-uplaty-nalogov-sborov-i-platezhej.html


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога представляет собой некоторый свод правил, на основании которых устанавливается необходимость для определённого субъекта произвести все требуемые арифметические вычисления, включающие в себя объекты налогообложения, периоды и базу, принимая во внимание все льготы, полагающиеся налогоплательщику.

Любой налоговый платёж содержит в себе перечень обязательных элементов, к которым относятся объект налогообложения, налоговые периоды, база, сроки, ставки и порядок уплаты. Одним из ключевых пунктов налога является и порядок его исчисления. Базовые правила, которые его регламентируют, занесены в статью 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормы которого не дают общего определения термину порядок исчисления налога. Однако, следует отметить, что он имеет ряд основных особенностей:

  • Некоторый свод правил, содержание которых характеризуется значительными юридическими последствиями для лиц, обязанных к уплате налоговых сборов;
  • Указанный порядок исчисления налога подразумевает конкретное лицо, на которое распространяется обязанность исчисления. Данное лицо может быть разным, всё зависит от типа налоговых платежей (сборов). Например, при определении подоходного налога, в некоторых случаях обязанным лицом является работодатель;
  • Результатом производимых подсчётом обязана быть конкретная сумма, которую требуется уплатить налогоплательщику.

Порядок исчисления налога – это перечень необходимых действия налогоплательщика и других лиц по расчёте величины налогового сбора, требуется перечислять в конце каждого налогового периода в бюджет. Величина налога зависит от налоговой ставки, налоговой базы, а также наличия налоговых льгот.

При расчёте величины налоговых выплат возникают два вопроса: кем осуществляется исчисление и какова формула расчёта? При ответе на первый вопрос следует уточнить, что имеется три основных вида уплаты налоговых сборов:

  • С помощью декларации;
  • В зависимости от источника дохода;
  • Кадастровый.

По негласному общему правилу налогоплательщик самостоятельно рассчитывает величину налога за налоговый период.

Если уплата налогового сбора осуществляется по декларации, налогоплательщику необходимо представить в обозначенные сроки в налоговую инспекцию по месту собственной регистрации декларацию, которая представляет собой официальный документ о налоговых обязательствах. К данному типу уплаты налогообложения относится:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Налог на прибыль компаний;
  • Акцизы и так далее.

В соответствии с Налоговым законодательством РФ, расчёт величины налогового сбора может производить налоговый орган или налоговый агент.

Оплата налогового сбора по источнику дохода подразумевает получение налогоплательщиком определённой доли дохода за вычетом налоговых отчислений, который определяется и взимается бухгалтерией компании, осуществляющей начисление заработной платы (дохода). На основании Налогового законодательства, данные компании принуждаются к выполнению функций налоговых агентов. Главным преимуществом этого способа уплаты налога является то, что полностью исключается уклонение от уплаты налоговых сборов налогоплательщиком. С помощью такого способа уплачиваются:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на добавленную стоимость для иностранных компаний, которые ведут свою деятельность в России, но не состоят в местном налоговом учёте.

Кадастровый способ подразумевает под собой ведение кадастра – специального реестра, который включает в себя классификацию объектов налогообложения по определённым критериям (доход, имущество). Кроме того, он выявляет среднюю доходность этого же объекта. При формировании кадастра, его основой может выступать любая характеристика объекта налогообложения. Например, при создании земельного кадастра это может быть вид земельного участка (лес, луг и так далее), его месторасположение, а также кадастровая стоимость. Примерами кадастрового способа уплаты налоговых сборов являются:

  • Налог на имущество физических лиц;
  • Налог на землю;
  • Транспортный налог.

При использовании данного способа погашения налога физические лица освобождаются от сложной системы расчёта налоговых сборов, которая требует соответствующих знаний Налогового законодательства и определённой квалификации. Помимо этого, необходимо также понимать, что налоговая инспекция владеет гораздо большими ресурсами при сборе и обработке данных, которые требуются для расчёта налоговых сборов, нежели физические лица.

После того, как было определена сторона исчисления налогового сбора, ей необходимо приступить к расчёту величины налога. При исчислении учитываются следующие показатели:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Налоговая база;
  • Льготы.

Внимание! Налоговые сборы классифицируются на федеральные, региональные и местные, а налоговый и отчётный периоды по ним устанавливаются на основании Налогового Кодекса РФ!

Налоговая база для исчисления налога

Налоговая база – это характеристика (стоимостная, физическая или другой формы) предмета налогообложения. Она входит в число обязательных элементов налогового сбора. Ключевой задачей налоговой базы является количественное выражение объекта налогообложения.

Порядок определения налоговой базы установлен Налоговым Кодексом РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организацией или компанией рассчитывают налоговую базу по окончанию каждого налогового периода, опираясь на сведения регистров бухгалтерского учёта других подтверждённых документальным методом данных.

Физические же лица исчисляют налоговую базу в соответствии с получаемыми суммами своих доходов.

ИП, которые используют общую систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налоговому сбору в соответствии с налоговыми уведомлениями, высылаемыми налоговым органом.

Налоговая база является величиной, на основании которой определяется величина налогового сбора: налоговая база прямо пропорциональна ставке налога. В зависимости от типа налога это может быть стоимость имущества, прибыль, доходы и так далее. Налоговый Кодекс Российской Федерации предоставляет два способа учёта налоговой базы – накопительный и кассовый. Исчисление по первому методу характеризуется тем, что ключевым моментом при определении налоговой базы является возникновение имущественных прав и обязанностей. При кассовом способе при исчислении налоговой базы принимаются во внимание исключительно доходы (расходы), которые реально были у налогоплательщика.

Налоговая база для каждого типа налогового сбора определяется по-разному. Например, для налога на имущество она представляет собой остаточную стоимость основных средств или кадастровую стоимость недвижимости.

Внимание! Налоговая декларация на доходы физических лиц заполняется по форме 3-НДФЛ и представляет собой документ, несущий в себе отчёт физического лица перед налоговой службой за полученные им доходы и относящиеся к ним расходы!

Вместе с тем, индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу на основании налоговых уведомлений, направленных им налоговым органом

Порядок исчисления налога на прибыль

Каков порядок расчёта на прибыль? Налог на прибыль рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Его величина, а также сумма авансовых платежей по окончанию отчётного периода определяется организацией самостоятельно в соответствии со сведениями налогового учёта.

Данный тип налогового отчисления следует уплачивать в конце налогового периода до 28 марта следующего года. Эта же дата является крайним сроком для подачи налоговой декларации.

Доходы, которые подлежат налогообложению, классифицируются следующим образом:

  • Доходы от реализации;
  • Внереализационные (непроизводственного характера) доходы.

Способы исчисления налога

Исчислять налоговые сборы можно по нескольким методикам. Самая популярный и в то же время простой метод подразумевает обложение налоговой базы по частям – некумулятивный метод. Иными словами, каждая выплата организацией денежных средств физическому лицу облагается налогом отдельно, без учёта полученных ранее средств. Данный способ характеризуется тем, что ведение учёта доходов и льгот налогоплательщика не требуется. Однако, некумулятивный способ не обеспечивает равномерность поступления финансовых средств в бюджет.

Хорошую востребованность также получил кумулятивный метод, суть которого состоит в том, что налоговые вычеты исчисляются нарастающим итогом. Его функцией является определение величины дохода и общей суммы льгот, полученной на отдельно взятой дате года.

Исчисление налога на имущество организаций

Налог на имущество организации рассчитывается на основании Налогового Кодекса. Он относится к числу региональных налоговых отчислений, а устанавливая его, законодательные органы субъектов РФ устанавливают налоговую ставку, порядок и сроки уплаты.

Величина налога, рассчитываемая по итогам налогового периода определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы. А величина налогового сбора, который подлежит уплате в бюджет, переделяется точно также, вычитая при этом сумму авансовых платежей.

Порядок исчисления земельного налога

Расчёт земельного налога необходим только тем лицам, кто является владельцем земельного участка. Порядок расчёта и уплаты данного налога устанавливается местными органами власти. Величина земельного налога определяется как произведение налоговой ставки и базы, а его уплата осуществляется раз в год.

Основой для исчисления выступает стоимость земельного участка по кадастру (по состоянию на 1 января того года, за который исчисляется налоговый сбор). Более точную информацию о стоимости земельного участка можно посмотреть на интернет-портале Росреесрта.

Следует добавить, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ предусмотрено всего два размера ставок по земельному налогу:

  • 0,3 – для земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • 0,5 – для остальных земельных участков.

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль

Расходы, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, признаются только обоснованные затраты налогоплательщика, то есть экономически оправданные затраты. Расходами также являются разного рода затраты, которые были направлены на реализацию деятельности, которая приносит доходы.

Статья 252 Налогового Кодекса выделяет две группы расходов:

  • Затраты, направленные на производство и реализацию. Сюда относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, величина начисленной амортизации и прочие;
  • Внереализационные расходы – затраты связанные с банковскими услугами, финансовые потери от пожаров, аварий, стихийных бедствий и тому подобное.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

НДС является косвенным налогом, который представляет собой форму, в которой уплачивается налогоплательщиком определённая сумма в бюджет, определённая в соответствии с налоговыми ставками. Полученная величина прибавляется к стоимости товаров или услуг. Данный в налогового отчисления относится к числу федеральных, а значит его применение обязательно. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от типа товаров и могут быть в размере 0%, 10% и 18%. Налогоплательщики в принудительном порядке должны вести журнал учёта счетов-фактур, книгу покупок и продаж.

Исчисления налога на добавленную стоимость осуществляется в конце каждого налогового периода, а его уплату следует производить до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца. Расчёт величины НДС осуществляется в соответствии с налоговой ставкой, которая является процентной долей от налоговой базы.

Порядок исчисления налога при упрощенной системе налогообложения

В соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики обязаны уплачивать величину квартального авансового платежа в конце каждого отчётного периода при УСН. При использовании полученных доходов в качестве объекта налогообложения налоговая ставка составляет 6%. Если использован объект доходы минус расходы – 15%-ая налоговая ставка. В конце налогового периода совершённые авансовые платежи по упрощенке переводятся в счёт уплаты налога.

Исчисление налога на землю

Исчисление налога на землю для физических и юридических лиц осуществляется отдельно с различными налоговыми ставками. Так, расчёт земельного налога для юридических лиц осуществляется как кадастровая стоимость земельного участка умноженная на процентную ставку (Его устанавливают местные власти, максимальное значение – 1,5%) и коэффициент владения (отношение месяцев использования земельного участка к 12). Расчёт земельных налоговых отчислений для физических лиц осуществляет налоговый орган. Исчисление данного налога производится по той же формуле, что и у юридических лиц, только процентная ставка не может превышать 0,3%.

Исчисление транспортного налога физических лиц

Транспортное налогообложение имеет следующие особенности для ИП, юридических и физических лиц:

  • ИП облагается транспортным налоговым сбором как частное лицо;
  • Организации и компании в обязательном порядке должны вести отчётность и оформлять декларацию по транспортному налогу, в отличие от физических лиц;
  • Только юридические лица должны производить оплату авансовых платежей по транспортному налогу;
  • Юридическим лицам необходимо произвести уплату данного налога в феврале-апреле, физические лица в октябре-ноябре.

Транспортный налог для юридических лиц исчисляется по следующему правилу: налоговая ставка прямо пропорциональна налоговой базе и налоговому периоду.

Подробнее о расчете налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из нашей статьи.

Исчисление подоходного налога в 2018 году

И в заключение стоит добавить, что исчисление подоходного налога осуществляется с заработной платы работника (сотрудника). Величина налоговых отчислений выражена в процентной ставке и составляет от 9 до 35% от дохода.

Дополнительную информацию о порядке исчисления налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из данного видео:

Источник: http://dengikupera.ru/biznes/poryadok-ischisleniya-naloga/

4.7 Порядок и способы начисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК).

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговый орган определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

налогоплательщики-организации — по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

индивидуальные предприниматели — по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

физические лица как налогоплательщики — на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст.Кодекса. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при расчете налога на доходы физических лиц — кумулятивная система.

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

4.7 Порядок и способы уплаты налога

Порядок уплаты налога — это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет — основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 Кодекса приведен следующий порядок уплаты налогов и сборов.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют пять основных способов уплаты налога:

уплата налога по декларации — на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

уплата налога у источника дохода — момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

кадастровый способ уплаты налога — налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока — к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности — неустойчива и неэластична;

уплата налога в момент расходования доходов — характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Однако он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) — налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:7/

5.1. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

При ответе на вопрос, кто из участников налоговых правоотношений исчисляет сумму налога, следует иметь в виду, что существуют три способа уплаты налогов:

у источника дохода;

По общему правилу плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с первым из перечисленных способов плательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах (декларацию). В статьях части второй НК РФ, определяющих порядок исчисления конкретных налогов, первый способ обозначается фразой «налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно». К налогам, уплачиваемым названным способом, относятся НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и ряд других.

В случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента или налоговый орган.

Уплата налога у источника дохода предполагает, что плательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержан-ного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату дохода. Эти организации и предприниматели в установленных законодательством случаях обязаны выполнять функции налоговых агентов (агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов). Данный способ уплаты имеет то преимущество, что всякое уклонение налогоплательщика от уплаты налога исключено. Таким образом уплачиваются налог на доходы физических лиц, НДС иностранными организациями, осуществляющими деятельность в России, но не состоящими здесь на налоговом учете, и др.

При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр — реестр, устанавливающий классификацию объектов обложения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также опре-деляющий среднюю доходность объекта обложения. При построении кадастра за основу может быть взята какая-либо характеристика объекта обложения (например, при построении земельного кадастра — вид земли (пашня, луг, лес и др.) и ее местонахождение, а также кадастровая стоимость участка). Примером налога, уплачиваемого по кадастровому способу, является налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги, взимаемые с физических лиц, и др. Такой способ исчисления налогов позволяет освободить физических лиц от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации. Кроме того, у налогового органа больше возможностей собрать и обработать сведения, необходимые для исчисления этих налогов, чем у физического лица.

Налоговые органы исчисляют налоги и в некоторых других случаях, например при:

проведении налоговых проверок и выявившихся при этом фактов неправильного исчисления (неисчисления вообще) суммы налога (ст. 89, 100, 101 НК РФ);

взыскании налога в порядке, предусмотренном в ст. 45—48 НК РФ.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление.

В уведомлении должны быть указаны:

размер налога, подлежащего уплате;

расчет налоговой базы;

срок уплаты налога.

Форма налогового уведомления устанавливается ФНС Рос-сии.

Налоговым кодексом РФ предусмотрен порядок направления уведомления. Уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному пред-ставителю) лично под расписку либо иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами уведомление вручить невозможно, оно направляется заказным письмом. Уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления письма.

Иными словами, указанные способы уплаты налогов отличаются друг от друга тем, что в первом случае налог исчисляется и упла-чивается самим налогоплательщиком, во втором — это делает за него источник выплаты дохода (или налоговый агент), а в третьем — сумма налога исчисляется налоговым органом, плательщик уведомляется об этой сумме и перечисляет ее в установленные сроки в бюджет.

Однако нередки исключения из этой схемы. Так, если налог на прибыль организаций — это типичный пример налога, уплачиваемого по декларации, то особые виды доходов организаций облагаются у источника этих доходов. К таким доходам относятся, например, доходы в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Налог на прибыль организаций по дивидендным и процентным доходам исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет эмитент акций и облигаций.

НДС по общему правилу также исчисляется и уплачивается самим плательщиком самостоятельно. Однако законодательством предусмотрены случаи, когда обязанность исчислять и перечислять НДС в бюджет возложена на агентов. Например, общая сумма НДС не исчисляется плательщиком — иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе в качестве плательщика, если эта организация продает товар (работу, услугу) покупателю (организации или предпринимателю), состоящему на налоговом учете. Покупатель в этом случае обязан выполнить функции налогового агента. Сумму НДС тогда исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет покупатель. Сумма НДС при этом исчисляется агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России.

В тех случаях, когда плательщиками являются организации или предприниматели, они самостоятельно исчисляют и уплачивают налог, а для плательщиков — физических лиц предусмотрен другой способ обложения: либо у источника дохода, либо налог исчисляют налоговые органы. Так, налог на прибыль организации исчисляет плательщик самостоятельно, а аналогичный налог — налог на доходы физических лиц — исчисляет и перечисляет в бюджет источник (работодатель); транспортный и земельный налоги исчисляют и уплачивают плательщики-организации самостоятельно, а за плательщиков этих же налогов — физических лиц исчисление производят налоговые органы.

Очевидно, такой способ обоснован тем, что, во-первых, физических лиц значительно больше, чем юридических лиц, и, во-вторых, физические лица не обладают необходимой квалификацией для самостоятельного исчисления налогов. Другими словами, выбор законодателем того или иного способа уплаты того или иного налога обусловливается соображениями снижения издержек его взимания.

После ответа на вопрос, кто должен исчислить налог — сам плательщик, агент или налоговый орган, обязанная сторона приступает к исчислению суммы налога. Эти лица, исчисляя сумму налога, учитывают:

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Налоговый и отчетный периоды по всем видам налогов — фе-деральным, региональным и местным — устанавливаются НК РФ. Однако при установлении отчетного периода по отдельным реги-ональным или местным налогам предусматриваются полномочия соответственно законодательных (представительных) органов субъ-ектов РФ или представительных органов муниципальных образований не устанавливать отчетный период по этим налогам. А именно:

в соответствии со ст. 379 гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении этого налога вправе не устанавливать отчетные периоды;

согласно ст. 393 гл. 31 НК РФ «Земельный налог» при установлении этого налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

В НК РФ регламентируется порядок определения налогового периода для некоторых особых случаев:

если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации;

при создании организации с 1 декабря по 31 декабря первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания;

если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) ;

если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации (реорганизации);

если организация была создана с 1 по 31 декабря текущего календарного года и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до дня ликвидации (реорганизации);

6) если имущество, являющееся объектом обложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном году определяется как период фактического нахождения имущества в собственности плательщика.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики предмета налогообложения.

Существуют особенности исчисления налоговой базы разными участниками налоговых правоотношений: организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми предпринимателями, налоговыми органами, налоговыми агентами.

Организации исчисляют налоговую базу на основе следующих данных:

по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отра-жения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. Регистры ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде распечаток, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление;

иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих обложению либо связанных с обложением.

Обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

По многим налогам важна дата определения налоговой базы. В ряде глав части второй НК РФ, регламентирующих порядок взимания конкретных налогов, этому вопросу уделяется особое внимание. Приведем статьи, посвященные этому вопросу:

по НДС — «Момент определения налоговой базы» (ст. 167);

по акцизам — «Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров» (ст. 195);

по налогу на доходы физических лиц — «Дата фактического получения дохода» (ст. 223);

по единому социальному налогу — «Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)» (ст. 242);

по налогу на прибыль организаций — «Порядок признания доходов при методе начисления» (ст. 271), «Порядок признания расходов при методе начисления» (ст. 272), «Поря-док определения доходов и расходов при кассовом методе» (ст. 273);

по единому сельскохозяйственному налогу — «Порядок определения и признания доходов и расходов» (ст. 346.5);

по единому налогу в рамках упрощенной системы налогообложения — «Порядок признания доходов и расходов» (ст. 346.17).

Рассмотрим порядок определения даты исчисления налоговой базы на примере налога на прибыль организаций и НДС.

Налог на прибыль организаций исчисляется для конкретного налогового периода; налогом облагается прибыль, полученная именно в этом периоде. Поэтому при исчислении прибыли необходимо из доходов вычитать расходы, причем как доходы, так и расходы должны относиться к данному налоговому периоду. Сопоставление доходов и расходов разных периодов — неправомерно, это искажает облагаемую базу, может привести к многократному обложению одного объекта.

Возможны два метода признания и определения доходов и расходов:

метод начисления (или накопительный метод, метод по отгрузке);

кассовый метод (или метод присвоения, метод по оплате).

Организация может утвердить в своей учетной политике для

целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога одним из названных методов. Различия между этими методами показаны в табл. 5.1.

Различия между методом начисления и кассовым методом признания и определения доходов и расходов

В настоящее время для целей бухгалтерского учета используется исключительно метод начисления. Наблюдается тенденция перехода в целях налогообложения к этому методу и ограничение использования кассового метода. Действительно, организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу лишь тогда, когда они в среднем за предыдущие четыре квартала имели сумму выручки от реализации без учета НДС не более 1 млн руб. за каждый квартал.

Названные методы имеют как положительные, так и отрицательные стороны с точки зрения налоговых последствий.

Плюсом кассового метода является то, что в доход, учитываемый при обложении прибыли, включается только оплаченная выручка. Минус этого метода — в моменте признания расходов. Расходы уменьшают облагаемую прибыль только тогда, когда будут оплачены. А в большинстве случаев организация не успевает их оплатить в течение отчетного периода. К примеру, зарплата за по-следний месяц квартала выплачивается в следующем квартале. И арендная плата за последний месяц квартала оплачивается в следующем квартале. Перечень таких расходов внушителен. А раз расходы не учитываются при обложении, значит, организация вынуждена завышать свои платежи по налогу на прибыль.

Именно по этим причинам многие плательщики отказались от кассового метода и перешли на метод начисления.

Положительной стороной метода начисления является то, что доходы организации уменьшают как оплаченные, так и неоплаченные расходы. Отрицательная сторона состоит в том, что в состав доходов включается вся выручка независимо от того, расплатился покупатель за проданный ему товар или нет. Из-за этого органи-зации иногда приходится платить налог на прибыль даже тогда, когда деньги за поставку товара ей не поступили вообще. А далеко не у каждой организации найдутся свободные деньги для того, чтобы перечислить их в бюджет. Следствие этого — пени, начисленные налоговой инспекцией.

Метод начисления означает, что доходы признаются в том отчет-ном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Если доходы относятся к нескольким периодам и если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются плательщиком самостоятельно, с уче-том принципа равномерности признания доходов и расходов.

Существуют некоторые особенности определения даты признания доходов для целей обложения в зависимости от вида дохода.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований или на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

При методе начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают, исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (посделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода).

Если договором предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются по принципу равномерности признания доходов и расходов. Если расходы не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, то они распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов плательщика.

Равно как и для доходов, существуют некоторые особенности определения даты признания расходов для целей обложения в за-висимости от вида расхода.

По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец соответствующего отчетного периода. При прекращении действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по кур-су ЦБ РФ на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований или на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

Кассовый метод означает, что датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банки или в кассу, иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед плательщиком иным способом, а расходами плательщиков считаются затраты после их фактической оплаты.

Оплатой товара (работ, услуг, имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства плательщиком — приобре-тателем указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав) перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Расходы учитываются в составе расходов в следующие моменты (табл. 5.2).

Порядок определения даты признания некоторых видов расходов

Если плательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации (1 млн руб.), он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

Плательщики, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы, если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Однако порядок использования названных методов применяется по-разному в отношении разных налогов. Вышеизложенный порядок признания доходов и расходов применяется лишь к налогообложению прибыли. При обложении организации другими налогами существуют особенности применения этих методов. Рассмотрим пример с НДС.

Для обложения НДС, как, впрочем, и для обложения другими налогами, особое значение имеет определение даты возникновения объекта обложения, в данном случае — реализации (передачи) товаров (работ, услуг).

По общему правилу моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

день отгрузки (передачи) товаров, имущественных прав;

день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поста-вок товаров, передачи имущественных прав.

Иными словами, в настоящее время для целей обложения добавленной стоимости используется только метод начисления.

Статьей 313 гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» установлено, что плательщики этого налога исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет — это система обобщения информации для определения базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в предусмотренном порядке. НК РФ содержит следующие общие положения о налоговом учете:

если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, плательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бух-галтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета;

налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных плательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога;

система налогового учета организуется плательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается плательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руково-дителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для плательщиков обязательные формы документов налогового учета;

изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется плательщиком в случае изменения налогового законодательства или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении налогового законодательства — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства;

если плательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок их отражения для целей на-логообложения;

данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в сле-дующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налоговый кодекс РФ содержит правила перерасчета налоговых обязательств при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы:

в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет обязательств производится в периоде совершения ошибки;

в случае невозможности определения конкретного периода корректируются обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Здесь следует иметь в виду, что, поскольку камеральной и выездной налоговой проверкой плательщиков могут быть охвачены только 3 календарных года его деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, то при обнаружении в текущем году доходов и расходов, не учтенных при определении налоговой базы по налогу на прибыль за год, находящийся за пределами предшествующего трехлетнего периода, перерасчет налоговых обязательств осуществлен быть не может.

Перерасчет налоговых обязательств может быть произведен в сторону как их увеличения, так и их уменьшения. Если в ходе выездной проверки устанавливаются факты занижения налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты, то производится уменьшение облагаемой прибыли на сумму доначисленных налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты. По результатам вы-несенного решения по акту проверки плательщик должен внести соответствующие изменения в данные бухгалтерского учета.

Предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Учет доходов и рас-ходов и хозяйственных операций ведется предпринимателями путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов. В данной книге отражаются имущественное положение предпринимателя, а также результаты предпринима-тельской деятельности за налоговый период.

Предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.

Названные выше правила исчисления налоговой базы для ор-ганизаций и предпринимателей распространяются также и на налоговых агентов.

Остальные физические лица (не индивидуальные предприниматели!) исчисляют налоговую базу на основе:

сведений, получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц о суммах выплаченных им доходов, об объектах обложения;

данных собственного учета полученных доходов, объектов обложения, осуществляемого по произвольным формам.

В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных. Налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие уплате плательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем. Допустимость применения в этих случаях расчетного метода исчисления налогов непо-средственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) плательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не может рассматриваться как ущемление прав плательщиков. Наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, проведение которого не должно иметь произвольных оснований. При осуществлении своих функций налоговые органы обязаны взаимодействовать с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговые органы ис-числяют налоговую базу:

при отказе плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых плательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов обложения;

при непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

при отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

если есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает налоговую базу.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если не предусмотрено иное. Организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26. 2 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Законодательство закрепляет полномочия государственной власти и местного самоуправления по установлению налоговых ставок. Распределение полномочий произведено в зависимости от вида налогов — федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги. Ставки по федеральным налогам определяются НК РФ. Однако в отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, установленных НК РФ и иными актами налогового законодательства РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных данным Законом. Пра-вительство РФ принимает постановление, которым утверждается таможенный тариф РФ.

Региональные налоги. Ставки таких налогов и сборов устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных НК РФ.

Так, в соответствии со ст. 369 НК РФ налоговые ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

за один игровой стол — отдоруб.;

за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;

за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — отдоруб.

При этом, если ставки не установлены законами субъектов РФ, они устанавливаются в следующих размерах, закрепленных в указанной статье НК РФ:

за один игровой стол —руб.;

за один игровой автомат — 1500 руб.;

за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы —руб.

Местные налоги. Ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ и иными актами налогового законодательства РФ.

Так, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на стро-ения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. При этом ставки налога устанавливаются в следующих пределах, закрепленных в ст. 369 Закона (табл. 5.3).

Пределы ставки налога на строения, помещения и сооружения

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы могут быть предоставлены лишь в случае, когда это прямо предусмотрено налоговым законодательством. Налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п. Плательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Актами, которыми устанавливаются и отменяются налоговые льготы, являются:

по федеральным налогам и сборам — НК РФ;

по региональным налогам — НК РФ и (или) законы субъектов РФ о налогах;

по местным налогам — НК РФ и (или) нормативные правовые акты представительных органов муниципальных об-разований о налогах (например, законы городов Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Преимущества отдельных категорий плательщиков могут выражаться (фактически это формы налоговых льгот):

в установлении для них необлагаемого минимума объекта обложения;

в изъятии из обложения определенных объектов обложе-ния;

в более низкой налоговой ставке;

в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

в праве осуществлять различные налоговые вычеты (умень-шающие облагаемую базу);

в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению облагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров (работ, услуг) затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов);

в иных льготах, предусмотренных налоговым законодательством.

Законодатель устанавливает налоговые льготы исходя из следующих целей:

осуществления приоритетных программ социально-экономического развития;

стимулирования использования финансовых ресурсов плательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

повышения уровня социальной защиты населения;

обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Льготы предоставляются лишь отдельным категориям платель-щиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Запрет на индивидуальный характер касается норм налогового законодательства, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот. Не допускается устанавливать льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Данный принцип направлен на обеспечение конституционно гарантированного равенства форм собственности. Она также уравнивает в правах российских и зарубежных инвесторов в отношении получения налоговых льгот. Одновременно обес-печиваются равные условия для всех плательщиков и не допускаются факты создания необоснованно выгодных условий хозяйствования для конкретных плательщиков.

Налоговые льготы не относятся к обязательным элементам налогообложения. Налоговые льготы и основания для их использования плательщиком могут предусматриваться в НК РФ лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

Налоговый кодекс РФ определяет по налоговым льготам:

основания их применения (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории плательщиков льго-ты);

порядок их использования (процедура предоставления плательщику льгот, оформление и т.п.);

условия их применения (т.е. обязательность соблюдения плательщиком, которому предоставлены льготы, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для использования льгот).

Конституционный суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта обложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются льготы.

отказаться от использования любых налоговых льгот, если не предусмотрено иное;

приостановить использование любой льготы на один или несколько налоговых периодов, если не предусмотрено иное (т.е. по окончании налогового периода, в течение которого льгота не применялась, плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего пе-риода).

Если плательщик решил отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование, он обязан уведомить налоговый орган о таком отказе (приостановлении). НК РФ предостав-ляет плательщику лишь право, но не обязывает его отказаться от использования льготы, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы. Однако, осуществляя соответствующий выбор, плательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления льготы, который закреплен в НК РФ. При этом установление особенностей применения льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права плательщика отказаться от использования льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод плательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

Исходя из положения ст. 56 НК РФ право на льготу по налогу не может зависеть от избранного организацией метода учетной политики, так как в этом случае хозяйствующие субъекты будут поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях.

Налоговый кодекс РФ предоставляет плательщику при соблюдении определенных условий право применять пониженные ставки налогов, однако это не является налоговой льготой. Это означает, что плательщик не вправе отказаться от применения пони-женных ставок налога на основании положений ст. 56 НК РФ. Например, ст. 241 НК РФ установлены размеры ставок единого социального налога (ЕСН). При этом ставки носят регрессивный характер, т.е. ставка понижается в зависимости от величины налоговой базы. Плательщик не имеет права отказаться от применения регрессивной шкалы ставок по ЕСН, поскольку применение регрессивной шкалы не является налоговой льготой.

Наконец, появляется возможность дать ответ на вопрос, сформулированный в начале этого раздела: каков алгоритм (формула) исчисления налога? Он зависит от того, какие ставки применяют к налоговой базе:

¦ если специфические (твердые, в абсолютной сумме на еди-ницу измерения), то в НК РФ применяется следующая формула — «произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы».

Например, сумма акциза за 500 шт. сигар составит 88 руб. 75 коп. (17 руб. 75 коп. за 1 шт. х 500 шт.);

если адвалорные (в процентах), то — «соответствующая на-логовой ставке процентная доля налоговой базы».

Например, сумма НДС, которую продавец (налогоплательщик) предъявит покупателю при продаже письменного стола, оптовая стоимость которого 2000 руб., составит 360 руб. (18% х х 2000 руб. : 100%);

если комбинированные (состоящие из специфической и адвалорной ставок), то — «сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение специфической ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной ставке процентная доля стоимости таких товаров».

Например, табачная фабрика реализовала 6 тыс. шт. сигарет с фильтром (300 пачек). Максимальная розничная цена пачки — 25 руб. Ставка акциза составляет 100 руб. за 1 тыс. шт. + 5% расчетной стоимости, но не менее 115 руб. за 1 тыс. шт. Расчетная стоимость реализованных сигарет — 7500 руб. (25 руб. х 300 пачек). Сумма акциза, рассчитанная исходя из специфической составляющей комбинированной ставки, — 600 руб. (100 руб. х 6 тыс. шт. : : 1 тыс. шт.). Сумма акциза, рассчитанная исходя из адвалорной составляющей комбинированной ставки, — 375 руб. (7500 руб. х х 5%). Общая сумма акциза по комбинированной ставке — 975 руб. (600 руб. + 375 руб.). Сумма акциза по минимальной ставке составляет 690 руб. (115 руб. х 6 тыс. шт. : 1 тыс. шт.). Поскольку сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке, по сигаретам оказалась больше суммы акциза по минимальной ставке, органи-зация заплатит в бюджет 975 руб.

При исчислении налога сумму, полученную в результате применения налоговой ставки к налоговой базе, образовавшейся за налоговый период, необходимо уменьшить на сумму льгот по этому налогу, которыми пользуется плательщик.

Известно, что по многим налогам установлены разные ставки. По налогу на прибыль организаций, например, наряду со ставкой по прибыли от обычной деятельности (24%), предусмотрены другие ставки (0, 9, 10, 15, 20%) по отдельным конкретным видам доходов. В таких случаях обязателен раздельный учет таких доходов, а общая сумма налога за налоговый период определяется как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по предусмотренным ставкам.

Источник: http://knigi.news/nalog/poryadok-ischisleniya-naloga-28292.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн