Прямые расчеты за коммунальные услуги

Прямые расчеты за коммунальные услуги Бесплатная юридическая консультация: Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1(99)2016 При использовании данного материала ссылка на.

Прямые расчеты за коммунальные услуги


Бесплатная юридическая консультация:

Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1(99)2016

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна © «Председатель ТСЖ»

«Прямые расчеты» – это внесение потребителем платы за коммунальные услуги через платежных агентов (или на прямую) непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации (РСО), которая осуществляет поставку коммунальных ресурсов по договору с исполнителем коммунальных услуг.

Оглавление:

Такие расчеты регламентируются статьей 155 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ от 05 мая 2011 № 354.

1. При этом стоит обратить внимание на существенное отличие прямых расчетов от прямых договорных отношений между потребителями и РСО.


Бесплатная юридическая консультация:

1.1. Прямые расчеты – способ внесения платы за коммунальные услуги потребителем, который несет обязательства по соответствующей оплате перед управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, и не влечет возникновения договорных отношений между потребителем и РСО.

Иначе говоря, так называемые прямые расчеты — это лишь особый способ исполнения обязательства собственников помещений перед исполнителем коммунальных услуг, само обязательство при этом остается неизменным.

Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.

Аналогичные выводы изложены в Решении ВС РФ от 05.05.14г. № АКПИ14-197, Определении ВС РФ от 06.07.15г. по делу № 310-КГ, А/2014.

1.2. Прямые договорные отношения между потребителями и ресурсоснабжающими организациями возникают только в случаях:


Бесплатная юридическая консультация:

— при непосредственном управлении собственниками МКД;

— когда способ управления МКД не выбран либо выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил № 354.

В остальных случаях исполнителями коммунальных услуг являются – управляющие организации, ТСЖ, ЖСК.

1.3. При этом плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, вносится исполнителю даже при наличии прямых расчетов с РСО.

2 . Основание и алгоритм для перехода на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.


Бесплатная юридическая консультация:

Основанием для перехода на прямые расчеты с РСО является решение общего собрания собственников помещений в МКД (членов ТСЖ, ЖСК), принятое в соответствии с требованиями ЖК РФ. Такое решение не требует согласования с органами публичной власти, а также с правлением товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, управляющей либо ресурсоснабжающими или другими организациями. Принятие такого решение является обязательным для всех потребителей.

2.1. Провести общее собрание собственников помещений МКД на котором вынести вопрос: «Изменение порядка внесения платы за коммунальные услуги (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение), путем оплаты непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».

2.2. Определить на собрании дату перехода.

2.3. Направить копию Протокола общего собрания в адрес исполнителя коммунальных услуг (Управляющей организации, ТСЖ, ЖСК) и ресурсоснабжающей организации.

3. Кто ответит за долги собственников помещений за коммунальные услуги при прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями.


Бесплатная юридическая консультация:

В связи с тем, что обязательство между РСО и УК (ТСЖ) остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса. Поэтому суды удовлетворяют иски РСО о взыскании с УК (ТСЖ) задолженности за коммунальный ресурс за вычетом сумм, поступивших от потребителей.

Аналогичные выводы изложены в Определениях ВС РФ от 25.12.14г. № 308-ЭС, от 29.08.14г. № 303-ЭС, Постановлении АС Поволжского округа от 28.01.15г. № Ф/2013 , Постановлении АС Уральского округа от 22.07.15г. № Ф/15 , Постановлении АС Центрального округа от 22.05.2015 № Ф10-786/2015 .

4. Кто выставляет платежные документы?

С учетом того, что управляющий МКД сохраняет статус исполнителя коммунальных услуг, на него распространяется действие пп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому именно исполнитель обязан производить расчет размера платы за коммунальные услуги. Поэтому в судебных разбирательствах, предметом которых является заключение договоров ресурсоснабжения при условии принятия общим собранием собственников помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги напрямую РСО, суд принимает примерно следующую формулировку условия договора: исполнитель коммунальных услуг указывает в платежных документах, представляемых собственникам, нанимателям помещений в МКД не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, реквизиты РСО.

Аналогичные выводы изложены в Постановлени и Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.15г. по делу № А/2014.

В ситуации, когда одновременно УК и РСО выставляют платежные документы на оплату коммунальных услуг, суд будет на стороне УК. В частности, АС Западно-Сибирского округа поддержал орган Госжилнадзора, который выдал РСО предписание прекратить выставлять платежные документы собственникам помещений, поскольку исполнителем коммунальных услуг является УК ( Постановление от 20.07.15г. № Ф/2015).


Бесплатная юридическая консультация:

Арбитры полагают, что если признать право РСО выставлять собственникам помещений счета на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилых помещениях, то это будет означать, что собственники помещений являются абонентами РСО, что возможно только при непосредственном управлении домом ( Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.06.15г. № Ф/2015).

Таким образом, данный вариант внесения платы не позволяет УК (ТСЖ, ЖК) достигнуть цели отстраниться от предоставления коммунальных услуг.

Наоборот, выведение денежных потоков из сферы полномочий управляющего МКД может привести к неожиданным последствиям.

Председатель правления

ТСЖ «Альтаир»

г. Красноярск


Бесплатная юридическая консультация:

Колесников Виктор Алексеевич

Источник: http://www.pr-tsj.ru/index.php/-53-12/228-kolesnikov-viktor/1895-kto-v-otvete-za-vse-pri-perekhode-na-pryamye-raschety-za-kommunalnye-uslugi

Без посредников! Обзор закона о прямых расчетах в сфере ЖКХ в 2018 году

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?

Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект №) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании «Российской газете».

Бесплатная юридическая консультация:

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.

Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:


Бесплатная юридическая консультация:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего Постановления Правительства РФ.

Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://takovzakon.ru/bez-posrednikov-obzor-zakona-o-prjamyh-raschetah-v-sfere-zhkh-v-2018-godu/

Прямые расчеты рсо и потребителей коммунальных услуг: решение общего собрания

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 12

Нередко у кого-то из участников правоотношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, возникает намерение организовать внесение платы за коммунальные услуги минуя счета исполнителя: напрямую РСО от потребителей коммунальных услуг. Один из способов оформления такого порядка, в соответствии с законом, заключается в принятии решения на общем собрании собственников помещений в МКД (членов ТСЖ). На что при этом следует обратить внимание потребителям, исполнителям коммунальных услуг и РСО?

Рассматриваемый способ организации прямых расчетов за коммунальные услуги был введен с июня 2011 г. Именно тогда с вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ в ст. 155 ЖК РФ появились два пункта с одинаковым содержанием: п. 6.3 касается ситуации, когда домом управляет ТСЖ, а п. 7.1 — когда дом находится в управлении УК . Так, по решению общего собрания членов ТСЖ и собственников помещений в доме соответственно (далее — общее собрание жильцов) плату за все или некоторые коммунальные услуги можно вносить напрямую РСО. При этом внесение платы РСО признается выполнением собственниками и нанимателями помещений в доме обязательств по внесению платы перед ТСЖ и УК соответственно, которые отвечают перед собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Подчеркнем: если в доме выбран способ управления с помощью ТСЖ, но последнее заключило договор управления с УК и плата за коммунальные услуги на основании п. 6.1 ст. 155 ЖК РФ должна поступать УК, прямые расчеты с РСО вводятся на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.


Бесплатная юридическая консультация:

Содержание решения общего собрания жильцов

Как видим, решающее слово в переходе на прямые расчеты принадлежит потребителям коммунальных услуг (инициатива может исходить от любого лица): исполнитель и РСО обязаны подчиниться их воле и внести соответствующие коррективы в свои взаимоотношения. Исполнитель коммунальных услуг не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежей непосредственно РСО.

Принять подобное решение потребители вправе в любой момент, оговорив дату, начиная с которой плата за коммунальные услуги вносится РСО (см. п. 64 новых Правил предоставления коммунальных услуг). В отсутствие специальных указаний в п. 1 ст. 46 ЖК РФ данное решение принимается простым большинством голосов собственников помещений (членов ТСЖ), присутствующих на собрании.

Немаловажно, что напрямую РСО можно вносить плату лишь за коммунальные услуги, потребленные в помещении. Плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежит внесению исполнителю коммунальных услуг. Между тем разделение платы за коммунальные услуги на эти две составляющие произошло только с 01.09.2012, хотя право принять решение о переходе на прямые расчеты с РСО возникло у жильцов за год до этого момента, в связи с чем платежи следовало осуществлять так. Плату, исчисленную исходя из показаний ИПУ или (в его отсутствие) норматива потребления, следовало перечислять РСО. Если в доме был установлен ОПУ, разницу между его показаниями и суммарным объемом потребления по данным ИПУ и нормативам потребления потребители должны были уплатить исполнителю коммунальных услуг.

Добавим, что ни ЖК РФ, ни подзаконные акты не ограничивают право потребителей на прямые расчеты с РСО в ситуации, когда отдельные коммунальные услуги производятся исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД.

Обращаем особое внимание, что общее собрание жильцов вправе решить вопрос лишь о порядке внесения платы. Решение о получении коммунальных услуг напрямую от РСО, варианте заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг при условии выбора способа управления с помощью УК или ТСЖ (то есть при наличии исполнителя коммунальных услуг) не соответствует закону (Постановление ФАС ПО от 24.10.2012 N А/2012), следовательно, не порождает правовых последствий. Значит, получив от жильцов протокол с решением о заключении договоров напрямую с РСО, исполнитель не обязан предпринимать никаких действий. Точно так же исполнитель вправе требовать от РСО прекращения начисления платы за коммунальные услуги, поскольку заключение договоров между потребителями и РСО при выборе способа управления с помощью УК или ТСЖ незаконно (Постановление ФАС ВСО от 10.09.2012 N А/2011).


Бесплатная юридическая консультация:

Особый способ исполнения обязательства потребителей перед исполнителем

Определение решением общего собрания жильцов рассматриваемого порядка расчетов означает установление нового способа исполнения обязательства потребителей коммунальных услуг по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг. Традиционно способ исполнения обязательства как условие договора устанавливается по соглашению сторон договора. Вспомним, что порядок, срок и форма внесения платы за коммунальные услуги являются обязательным условием договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. «к» п. 19 новых Правил предоставления коммунальных услуг). При наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице УК или ТСЖ, в случае принятия общим собранием решения о внесении платы РСО потребители вправе вносить плату за коммунальные услуги непосредственно РСО либо через указанных ею платежных агентов или банковских платежных агентов (п. 64 новых Правил предоставления коммунальных услуг). Иначе говоря, чтобы контракт в этой части был изменен, достаточно решения одной стороны — потребителей. И это обстоятельство не порождает обязанности исполнителя вносить изменения в текст договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг и заключенного в письменной форме. Представляется, что протокол решения общего собрания жильцов как выражение воли потребителей, которой исполнитель обязан подчиниться в силу закона, становится неотъемлемой частью договора о предоставлении коммунальных услуг и не требует внесения изменений в текст последнего.

Одновременно в пп. «д» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения предусмотрено, что договором ресурсоснабжения на исполнителя может быть возложена обязанность предусматривать в договорах с потребителями согласованный с РСО порядок внесения платы за коммунальную услугу непосредственно РСО. Другими словами, на основании пп. «а» п. 65 новых Правил предоставления коммунальных услуг в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, будет прописан порядок внесения платы как исполнителю (например, только наличными денежными средствами в кассу), так и РСО (например, исключительно в безналичной форме или через названных РСО платежных агентов).

Подчеркнем еще раз, что, выразив намерение вносить плату напрямую РСО, потребители изменили условия сделки. Соответственно, согласно общим положениям гражданского законодательства об обязательствах они должны исполнять такие условия надлежащим образом (вносить указанную плату именно РСО, а не исполнителю). Впрочем, как будет показано ниже, нарушение этого условия со стороны потребителя не является критическим. Добавим, что у потребителей нет препятствий изменить свое намерение путем принятия на общем собрании решения о внесении платы за коммунальные услуги полностью исполнителю.

Заполнение платежного документа

В соответствии с п. 2 ст. 155 ЖК РФ и п. 66 новых Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. На практике встречаются ситуации, когда потребители получают несколько платежных документов: как от исполнителя (с суммами, подлежащими внесению ему), так и от РСО (с суммами платы за коммунальные услуги, которые должны быть внесены РСО). Сразу скажем, такой вариант не соответствует закону. Обязанность рассчитывать плату за коммунальные услуги возложена на их исполнителя (пп. «г» п. 31 новых Правил предоставления коммунальных услуг) независимо от того, кто является получателем тех или иных составляющих платы. Тем более что информацию, необходимую для расчета платы, потребители обязаны представлять именно исполнителю (пп. «в», «з» п. 34 новых Правил предоставления коммунальных услуг), ведь они не состоят в правоотношениях с РСО. Иначе говоря, из закона следует, что РСО не имеет информации, необходимой для расчета платы и составления платежных документов. К тому же, по сути, в рамках рассматриваемого варианта оформления прямых расчетов такая информация РСО не нужна.

Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N 454, которым утверждена примерная форма платежного документа, предусмотрено составление единого счета, в котором наряду с расчетом всех видов платежей приведена информация о наименованиях и банковских реквизитах получателей платы и соответствующих суммах, подлежащих внесению каждому из них. Таким образом, если исполнитель использует примерную форму платежного документа, в разд. 2 этого документа он укажет те РСО, которым потребители вносят плату напрямую, и их банковские реквизиты. Безусловно, данный бланк не является обязательным, а Рекомендации по его заполнению — единственным требованием к оформлению счета. Однако в любом случае исполнитель обязан составить платежный документ с указанием объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю, и размера платы за каждый вид оказанных коммунальных услуг, причем как в помещении, так и на общедомовые нужды (пп. «г», «е» п. 69 новых Правил предоставления коммунальных услуг). Поэтому при желании РСО самостоятельно составлять платежные документы на те суммы, которые потребители должны вносить ей, исполнитель все равно должен представлять в платежном документе всю информацию. Таким образом, одна и та же работа будет выполняться дважды, что вряд ли будет целесообразным.


Бесплатная юридическая консультация:

Вообще составление отдельного платежного документа от имени РСО имеет смысл, только если сама РСО администрирует платежи потребителей: начисляет, отслеживает поступления, взыскивает задолженность, начисляет пени и т.д. Однако в рассматриваемой ситуации, когда плата вносится напрямую РСО по решению общего собрания, из закона следует, что сторонами договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, по-прежнему являются исполнитель и потребители. РСО признается лишь получателем платы, но не вступает в обязательственные отношения с потребителями. Она не имеет права предъявлять иски о взыскании задолженности, принимать иные меры воздействия на должников (взыскивать пени, ограничивать предоставление коммунальных услуг). Все эти полномочия реализует исключительно исполнитель коммунальных услуг как кредитор в обязательстве потребителя по внесению платы.

Обратим внимание, что в некоторых случаях при наличии в доме ОПУ объем коммунальных услуг, предоставленных во всех помещениях МКД, может быть равен объему коммунального ресурса, зафиксированному ОПУ, или превышать такой объем. В этой ситуации исполнитель, следуя п. 47 новых Правил предоставления коммунальных услуг, уменьшает размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в помещении, вплоть до нуля. Именно эта сумма, рассчитанная исполнителем в соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг, должна быть внесена РСО: у последней нет оснований направлять потребителям платежные документы с указанием платы за услуги, предоставленные в помещении, начисленной в полном объеме.

Аналогичным образом именно исполнитель выполняет все другие функции, предусмотренные новыми Правилами предоставления коммунальных услуг, как в случае, если бы платежи поступали ему полностью. С заявлением о перерасчете платы потребитель обращается именно к исполнителю.

Если у потребителя возникает право на рассрочку оплаты отдельных коммунальных услуг (п. 72 новых Правил предоставления коммунальных услуг), исполнитель соответствующим образом заполняет платежный документ, начисляет проценты , а в разд. 2, где указываются наименование и реквизиты РСО, получающей плату за такие услуги, приводит сумму ежемесячного платежа, включающего как 1/12 от размера платы, начисленной за расчетный период, так и проценты за предоставленную рассрочку. Обосновать такой вывод можно обязанностью РСО предоставить исполнителю аналогичную рассрочку в случае обращения исполнителя за ней, если потребитель воспользовался правом внесения платы на условиях рассрочки.

См. статью «Рассрочка оплаты коммунальных услуг» в предыдущем номере журнала.


Бесплатная юридическая консультация:

Итак, внесение платы за все или некоторые услуги, предоставленные в помещении, непосредственно РСО никак не влияет на взаимоотношения потребителя и исполнителя коммунальных услуг. Разница лишь в том, что при оплате счета за расчетный период часть средств направляется на счет исполнителя, а часть — на счет непосредственно РСО. Коммунальные услуги вряд ли станут более качественными. А вот порядок взаимодействия исполнителя и РСО меняется существенно.

Уведомление исполнителя и РСО о переходе на прямые расчеты

Как было сказано выше, решение общего собрания о переходе на прямые расчеты заставляет исполнителя и РСО внести коррективы в свои взаимоотношения, в частности изменить условия договора ресурсоснабжения.

Прежде всего, очевидно, жильцы должны сообщить о принятом решении исполнителю, ведь именно он будет составлять платежные документы таким образом, чтобы указанное решение могло быть реализовано. Далее исполнитель доводит эту информацию до РСО. Как указано в п. 64 новых Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения представить РСО информацию о принятом решении. Если же решение было принято до заключения договора ресурсоснабжения в письменном виде, исполнитель обязан представить протокол общего собрания собственников помещений (членов ТСЖ), на котором было принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО, на этапе заключения договора (пп. «д» п. 6 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). В этом случае РСО сможет идентифицировать поступающие денежные средства.

Исполнение обязательства исполнителя коммунальных услуг перед РСО

Абзац 3 п. 25 Правил заключения договоров ресурсоснабжения гласит, что если общее собрание собственников помещений (членов ТСЖ) приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО, то оплата коммунального ресурса осуществляется:

  • путем внесения потребителями в адрес РСО в сроки и случаях, установленных ЖК РФ, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых (нежилых) помещениях в МКД, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды;
  • путем внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес РСО платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в МКД.

Представляется, что соответствующие изменения должны быть внесены в договор ресурсоснабжения, если в период его действия жильцы решили перейти на прямые расчеты с РСО.


Бесплатная юридическая консультация:

К сведению. До 01.09.2012 плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не начислялась отдельно. О том, какие суммы потребители должны были вносить РСО, было сказано выше. Теперь рассмотрим объем обязательств исполнителя перед РСО.

Согласно пп. «л» п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, которым утверждены Правила заключения договоров ресурсоснабжения, для определения суммы, которую исполнитель должен сам вносить РСО при наличии в доме ОПУ, из объема коммунального ресурса, зафиксированного за расчетный период ОПУ, следовало вычесть суммарный объем потребления ресурса для предоставления коммунальных услуг в помещениях дома, а именно:

  • объем коммунальных услуг, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям ИПУ;
  • объем коммунальных услуг, установленный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальных услуг и нормативов потребления таких услуг в случаях и порядке, предусмотренных прежними Правилами предоставления коммунальных услуг;
  • расчетный объем коммунальных услуг в нежилых помещениях, не оборудованных ИПУ (определяется с учетом положений прежних Правил предоставления коммунальных услуг).

В отсутствие ОПУ общий объем коммунального ресурса, поставленного в дом и подлежащего оплате РСО, определяется расчетным способом. Причем с 28.02.2012, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ N 124, до 01.09.2012 применялась особая формула, представляющая собой сумму объемов коммунального ресурса, определенных в жилых и нежилых помещениях в доме (показатели, учитывающие расход ресурса на общедомовые нужды, отсутствуют). Выходит, что в этот период обязательство исполнителя по оплате коммунального ресурса полностью исполнялось путем внесения РСО платы потребителями. До 28.02.2012 согласно подходу, сложившемуся в правоприменительной практике, законным признавалось определение объема коммунального ресурса исходя из нормативов потребления независимо от наличия в помещениях дома ИПУ. Соответственно, объем ресурса, подлежащий оплате исполнителем, следовало рассчитывать как разницу между указанной величиной и суммарным потреблением ресурса во всех помещениях в доме, которое определялось в соответствии с прежними Правилами предоставления коммунальных услуг.

Формулировка «оплата коммунального ресурса осуществляется путем внесения потребителями платы» фактически указывает на исполнение обязательства третьими лицами (ст. 313 ГК РФ). РСО обязана принимать исполнение обязательства абонента от третьих лиц — потребителей коммунальных услуг. Подчеркнем еще раз: потребители не несут никаких обязанностей непосредственно перед РСО. В связи с этим особо важно, что у нее нет права требовать от потребителей внесения платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс РСО вправе только с исполнителя коммунальных услуг в части ресурса, использованного для предоставления услуг как на общедомовые нужды, так и в помещениях дома. Иначе говоря, задолженность по суммам, подлежащим внесению потребителями, на самом деле является задолженностью исполнителя перед РСО. Это подтверждается пп. «а» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, согласно которому договором должны быть предусмотрены порядок, сроки и форма предоставления РСО исполнителю информации о размере поступившей от потребителей платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в МКД.

Добавим, что из пп. «в» и «г» п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения следует, что РСО вправе требовать от исполнителя приостановить или ограничить предоставление коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований). Если исполнитель не сделает этого, он понесет ответственность, в том числе в виде возмещения РСО убытков.

Интересным представляется вопрос об определении срока исполнения обязательства исполнителя коммунальных услуг по оплате коммунального ресурса, ведь период просрочки обусловливает размер неустойки, подлежащей уплате в пользу РСО. С одной стороны, в п. 25 Правил заключения договоров ресурсоснабжения общий объем обязательства разделен на две части, каждая из которых имеет свой срок исполнения: срок, установленный ЖК РФ (обычно не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, если иное не предусмотрено договором), и 15-е число месяца, следующего за расчетным. Очевидно, что эти сроки не всегда совпадают. Представляется, что особый способ расчетов за коммунальный ресурс (путем внесения части платы третьими лицами — потребителями) не сдвигает срок исполнения обязательства исполнителем коммунальных услуг. В связи с этим при непоступлении полной оплаты за коммунальный ресурс до 15-го числа следующего месяца с 16-го числа следует определять период просрочки, за каждый день которого начисляются пени (в том числе по долгу в части платежей потребителей).


Бесплатная юридическая консультация:

Отдельно следует сказать о выполнении Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 (далее — Требования). Данный документ не применяется при осуществлении расчетов за те виды коммунальных услуг, которые предоставлены в помещениях и в отношении которых общее собрание приняло решение о внесении платы непосредственно РСО. Расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды, осуществляются в соответствии с Требованиями, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения. Не исключено, что потребители по ошибке внесут исполнителю плату, причитающуюся РСО. Представляется, что по отношению к указанным суммам исполнитель должен соблюдать Требования.

Информационный обмен между РСО и исполнителем

Информационный обмен между исполнителем и РСО в части платежей потребителей имеет огромное значение. Если точнее, исполнителю важно своевременно получать от РСО достоверную информацию о платежах потребителей. Причем если для РСО необходимы данные о суммарных платежах потребителей в каждом конкретном доме за расчетный месяц (чтобы определить общую задолженность исполнителя ), то для исполнителя — информация о сумме и сроках поступлений от каждого конкретного потребителя. Только так исполнитель сможет контролировать платежную дисциплину собственников помещений и принимать меры в отношении неплательщиков. Кроме того, при обращении потребителя исполнитель обязан производить проверку правильности расчета задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, начисления неустоек (пп. «д» п. 31 новых Правил предоставления коммунальных услуг). Выполнение данной обязанности возможно, только если у исполнителя есть актуальные данные о платежах потребителей. Значит, исполнителю необходимо настоять на включении в договор условия о таком порядке, сроках и форме передачи данных о платежах потребителей, чтобы иметь всю необходимую информацию, как в случае, если бы платежи поступали непосредственно исполнителю.

Кстати, в актах сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и в части внесения платы потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным.

Добавим, что особую роль играет идентификация поступлений как платы за истекшие расчетные периоды либо как предоплаты. Это важно и для РСО, и для исполнителя как минимум в целях правильного исчисления налогов. Полагаем, что РСО не вправе изменять заявленный потребителем период оплаты услуг. В связи с этим в учете РСО может числиться как дебиторская задолженность исполнителя (по платежам потребителей) за истекшие расчетные периоды, так и кредиторская задолженность в виде авансов, полученных в счет оплаты за последующие расчетные периоды.

Налогообложение

Изменение порядка расчетов способом, рассматриваемым в статье, никак не влияет на налоговые обязательства РСО и исполнителя коммунальных услуг. Единственное, что следует учитывать, — это своевременность принятия для целей налогообложения сумм, поступивших РСО от потребителей. Так, для нее данные суммы фактически являются поступлениями от исполнителя. Если РСО применяет УСНО, они формируют налогооблагаемые доходы. Если же РСО находится на традиционной системе налогообложения и уплачивает НДС в общем порядке, получение от потребителей сумм в счет оплаты за последующие расчетные периоды следует расценивать как получение аванса от покупателя (исполнителя коммунальных услуг) со всеми вытекающими последствиями, в частности в виде выставления счета-фактуры и исчисления НДС.


Бесплатная юридическая консультация:

Для коммерческой УК очень важно своевременно получать данные о поступлениях потребителей в адрес РСО. Ведь эти суммы одновременно являются поступлениями от продаж и оплатой коммунального ресурса за исполнителя. Соответственно, в ситуации, когда УК применяет УСНО, она в одной и той же сумме будет признавать для целей налогообложения доход и расход (последнее актуально для компаний, выбравших соответствующий объект налогообложения). Если УК является плательщиком НДС и потребители вносят плату авансом, у нее также возникает обязанность начислить НДС с аванса, полученного от потребителей.

Если домом управляет ТСЖ, которое расценивает предоставление коммунальных услуг как свою некоммерческую деятельность, а платежи потребителей — как целевые поступления, изменение порядка расчетов вообще никак не скажется на порядке налогообложения.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете исполнитель (будем рассматривать коммерческую УК) и РСО руководствуются общими правилами отражения доходов и расходов, применение которых не зависит от того, что часть платежей осуществляется минуя счета исполнителя. Единственное, что меняется при переходе на прямые расчеты, — отражение операций по погашению задолженности. Подробнее покажем на примере.

Пример. Согласно решению общего собрания собственников помещений с платежей за октябрь 2012 г. плата за холодное водоснабжение вносится напрямую организации ВКХ (расчеты за предыдущие периоды ведутся с исполнителем). Плата за поставленную в дом холодную воду, объем которой определен по показаниям ОПУ, составиларуб. Потребителям начислена плата за коммунальную услугу по ХВС, предоставленную в помещениях, в размереруб. и плата за ХВС на общедомовые нужды в размереруб.

В ноябре организация ВКХ получила платежи от потребителей (за октябрь руб., за ноябрь и декабрьруб.) и УК (за октябрьруб., за сентябрь руб.). УК получила от потребителей плату за ХВС на общедомовые нужды за октябрь в суммеруб.


Бесплатная юридическая консультация:

И РСО, и УК являются плательщиками НДС (УК отказалась от применения налоговой льготы).

В учете РСО будут составлены следующие проводки:

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/73592-pryamye-raschety-potrebitelej-kommunalnyx-uslug-reshenie-obshhego

Новая схема оплаты услуг ЖКХ напрямую РСО

Закон “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации”

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

«В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.»


Бесплатная юридическая консультация:

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

  • вывоз мусора;
  • холодное, горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление.

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора. Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:


Бесплатная юридическая консультация:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате; снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек. Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы. За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.

Как будет осуществляться оплата ЖКХ по новому закону?

У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

С 3 апреля действует закон о прямых договорах с поставщиками коммунальных ресурсов:

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Документ: Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ (вступил в силу 3 апреля 2018 года).

Уважаемые читатели!

Для Вас работает юридическая консультация по вопросам ЖКХ. Звоните по бесплатным номерам ежедневно с 9.00 до 21.00:

Если есть своё мнение по статье — оставьте комментарий.

Источник: http://mosad.online/novaya-shema-oplaty-uslug-zhkh/

Прямые расчеты за коммунальные услуги

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Актуально

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

Новости

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

Уважаемые коллеги! Мы рады поделиться хорошими новостями! Компания «Аюдар Инфо» получ.

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

Источник: http://www.audar-urist.ru/articles/145/pramye-raschety-za-kommunalnye-uslugi

Минус посредники

Кризис неплатежей

Мониторинг минстроя РФ показал, что долги управляющих компаний перед поставщиками ресурсов, в основном электроэнергии и тепла, исчисляются миллиардами рублей и продолжают расти. При этом жильцы в большинстве своем платят исправно. То есть часть средств оседает где-то в УК. Федеральный закон № 59 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» был подписан 3 апреля 2018 года. «Он будет способствовать оздоровлению рынка управления жильем, исключив мотивацию недобросовестных управляющих компаний «управлять» чужими деньгами, а не домами», — так прокомментировал ситуацию глава минстроя Михаил Мень.

Закон дает возможность собственникам жилья заключать договоры напрямую с поставщиками воды, электричества, газа и отопления. Таким же образом можно заключать договоры на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов. Из цепочки исключаются посредники — управляющие компании и ТСЖ. Однако процедура регламентирована, чтобы не ущемлять их права. Предусмотрено два способа. В первом случае ресурсоснабжающая организация (РСО) вправе расторгнуть договоры с управляющими организациями в одностороннем порядке — если те имеют задолженность в размере равном или превышающем два среднемесячных платежа. Второй способ: принятие решения на собрании собственников жилья.

— Основная цель закона — минимизация неплатежей за жилищно-коммунальные услуги, — говорит и. о. главы госжилинспекции Орловской области Татьяна Горбашева. — Договоры будут заключаться РСО непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме по типовой форме.

Какой из способов более простой и эффективный, пока судить рано. Однако уже можно сказать, что первыми активность проявили РСО, а не жильцы, которые, возможно, пока и не знают о новшестве. А у поставщиков на руках имеется статистика. Как рассказали в орловском энергосбыте, на 1 марта задолженность свыше двух месяцев за поставки электроэнергии имели 47 управляющих организаций. Их общий долг превысил 66,5 миллиона рублей. Они потенциально подпадают под действие нового федерального закона. Поставщик имеет право в одностороннем порядке разорвать с ними отношения и взимать плату напрямую с потребителей. «С учетом низкой платежной дисциплины управляющих организаций мы заинтересованы в переходе на прямые договоры с жителями многоквартирных домов», — сообщили в энергосбытовой компании.

Последний куш

Пока управляющие компании получают лишь предупреждения. РСО напоминают им о праве разорвать договоры и предлагают начать погашение долгов. Это должно дисциплинировать законопослушные компании, которые хотят остаться на рынке и сохранить посреднические функции в приеме платежей. Они не могли не знать о том, что закон вступит в действие. Значит, должны были искать деньги.

Однако статистика — вещь упрямая. Если она о чем-то и говорит, так это о том, что УК, наоборот, долги начали наращивать. Поставщикам передают все меньше платежей, не исключено, что в надежде сорвать последний куш. По данным энергосбыта, с начала года задолженность всех управляющих организаций области выросла на 22,6 миллиона рублей и превысила 147 миллионов.

— Есть примеры, когда они используют преступные схемы, — поясняет директор по реализации электроэнергии и мощности Александр Москвитин. — Так, летом 2017 года облсуд приговорил к двум годам и четырем месяцам условного заключения директора сразу двух управляющих компаний.

Было доказано, что топ-менеджер на протяжении нескольких лет намеренно не перечислял полученные за электроэнергию от жителей средства на счет энергосбыта. Он заявил, что тратил их на нужды своих предприятий. Но это не оправдание. Энергетики-то недосчитались более 12 миллионов рублей. Относительно мягкий приговор не стал показательным уроком для других УК. И даже для самого осужденного не пошел впрок. Сейчас он возглавляет уже третью по счету управляющую компанию. В энегосбыте говорят, что ее задолженность за электроэнергию накапливается уже свыше девяти месяцев и достигла почти 900 тысяч рублей.

Чуть лучше отношения с УК складываются у тепловиков. Общая сумма долга потребителей за услуги ТЭЦ составляет 375 миллионов рублей. Из них более 235 миллионов приходится на жителей Орла и Ливен. Долги юридических лиц составляют 140 миллионов. Из них доля управляющих компаний — 11 миллионов, то есть менее 10 процентов. Кстати, 75 миллионов задолжали бюджетные учреждения.

— Образовавшаяся дебиторская задолженность вынуждает нас активно вести претензионную работу, — рассказывает управляющий директор филиала теплоэнергетической компании Сергей Филатов. — Своевременная оплата имеет большое значение для реализации программы ремонта, от которой зависит надежность тепло- и горячего водоснабжения потребителей.

По его словам, на рассмотрении судов находятся иски к юрлицам более чем на 30 миллионов рублей. К простым гражданам подано около 700 исков. Компания пока не разрывала договоры в одностороннем порядке. Но тоже не исключает того, что скоро придется этим заняться.

Блуждают в потемках

УК имеют свой взгляд на проблему неплатежей. По их мнению, вина отчасти лежит на механизме внесения платы жильцами. Сроки не синхронизированы. По закону управляющие организации обязаны не позднее 15-го числа оплатить РСО стоимость всего ресурса, потребленного в прошедшем месяце. Но сама УК плату с жильцов получит позже.

— При просрочке оплаты уже со следующего дня начисляются пени, — поясняет юрист одной из УК Алексей Брунелевский. — То есть даже при добросовестном отношении абсолютно всех жителей к исполнению обязанности по оплате электроэнергии, а такое в принципе невозможно, у управляющей организации возникают убытки.

С этой точки зрения акцент смещается на проблему долгов населения перед управляющими компаниями, а не перед РСО. Коммунальщики видят выход во внесении изменений в законодательство. По их мнению, сроки надо установить так, чтобы УК имела возможность собрать платежи с населения, а затем перечислить их поставщикам. Предыдущие поправки в ЖК РФ проблему не решили.

К слову, управленцы тоже ссылаются на судебную практику. Как рассказали в группе компаний, объединяющей более десятка УК, за последние восемь месяцев областной арбитраж принял около 30 исков электроэнергетиков более чем на 41 миллион рублей. И ни по одному не взыскал ни копейки. Требования либо оставались без удовлетворения, либо энергетики отзывали иски.

— РСО говорят о желании получать деньги напрямую, однако они не заинтересованы в исчезновении посредников, — считает региональный уполномоченный по правам человека Александр Лабейкин. — Ведь ответственность по обязательствам потребителей-должников несут именно УК и ТСЖ. На практике выходит, что бы ни случилось — всегда «виноваты коммунальщики».

Логика подсказывает, что РСО проще и удобнее судиться за долги с управляющими организациями. Меньше надо подавать исков, следовательно, меньше затрат времени и финансов. При переходе на прямые расчеты судиться за долги придется с каждым собственником отдельно. Вероятно, это один из факторов, который сдерживает РСО.

— Жители жалуются на неправильно начисленные платежи и в целом на высокую плату, а происходит это на фоне просьб о повышении тарифов, — продолжает Александр Лабейкин. — Поэтому в глазах жильцов формируется негативный образ управляющих организаций, а это множит неплатежи и порождает недоверие к их информации.

Похоже, пока никто не спешит воспользоваться новым законом. К тому же он оставляет РСО место для маневра. Например, если общее собрание собственников жилья решит перейти на прямые договоры, то это еще не означает, что все произойдет немедленно. Хотя жильцам можно даже не заключать эти самые договоры, РСО сделает все автоматически по типовой форме.

Дело в том, что срок перехода может быть перенесен по решению ресурсоснабжающей организации, правда, не более чем на три месяца. За это время стороны могут провести переговоры. Возможно, УК «одумается» и начнет платить, а РСО и жильцы откажутся от перехода. Но может произойти иначе — УК не будет платить еще три месяца, а РСО посмотрит на это сквозь пальцы, чтобы затем подать в суд более крупный иск.

Источник: http://rg.ru/2018/05/08/reg-cfo/priamye-raschety-za-zhku-pozvoliat-sekonomit.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн