Проводки по капремонту в тсж

Как ТСЖ отразить в бухгалтерском учете ремонт дома Бесплатная юридическая консультация: Создание ТСЖ (ТСН) – это один из способов управления.

Как ТСЖ отразить в бухгалтерском учете ремонт дома


Бесплатная юридическая консультация:

Создание ТСЖ (ТСН) – это один из способов управления многоквартирным домом, который вправе избрать собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, письмо Минстроя России от 10 апреля 2015 г.

Оглавление:

№АЧ/04).

При управлении домом посредством ТСЖ (ТСН) товарищество несет ответственность за содержание общего имущества дома в надлежащем состоянии. В перечень мероприятий по содержанию общего имущества включено в том числе и проведение текущего и капитального ремонта. Об этом сказано в части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и пункте 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, письме Минстроя России от 10 апреля 2015 г. №АЧ/04.

Проводить ремонт общего имущества дома ТСЖ (ТСН) вправе как собственными силами, так и с привлечением на договорной основе специализированных подрядных организаций (ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Важно отметить, что товарищество обязано обеспечивать содержание общего имущества многоквартирного дома в целом независимо от того, принадлежит доля такого имущества члену ТСЖ (ТСН) или нет. Следовательно, для обеспечения исполнения такой обязанности в части собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ (ТСН), товарищество должно отдельно заключить с каждым из них договор на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.


Бесплатная юридическая консультация:

Что касается собственников помещений, входящих в состав членов ТСЖ (ТСН), то отдельно с каждым собственником договор можно не заключать. Заключите один договор (с множественностью лиц на стороне), одной стороной которого будет товарищество, а другой – собственники помещений – члены ТСЖ (ТСН), список которых перечислите в приложении к договору. Так можно поступить только в том случае, когда количество голосов собственников помещений дома, вступивших в товарищество, составляет более 50 процентов от общего числа голосов. В противном случае договор заключайте отдельно с каждым членом ТСЖ.

Такой вывод следует из пунктов 2 и 5 статьи 138, пункта 6 статьи 155 и статьи 162 Жилищного кодекса РФ и письма Минстроя России от 10 апреля 2015 г. №АЧ/04.

Для определения количества голосов, которыми обладает каждый собственник, используйте формулы:

Источник: http://nalogobzor.info/publ/uchet_v_otrasljakh/zhilishhno_kommunalnoe_khozjajstvo/kak_tszh_otrazit_v_bukhgalterskom_uchete_remont_doma/

Бухучет взносов на капитальный ремонт

kapremont.jpg

Похожие публикации

Фонд капитального ремонта создается за счет взносов собственников недвижимого имущества. Его предназначение – резервирование средств на дорогостоящие ремонтные мероприятия в будущем. Взносы перечисляются собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, ежемесячно (ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Взносы в фонд капитального ремонта в учете собственников

Юридические лица и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками взносов на капремонт, если они владеют на праве собственности помещением в МКД (многоквартирном доме). Предназначение этой недвижимости может быть любым – офис, торговая площадь, склад. Не подлежат обложению взносами формы недвижимости, которые признаны аварийными. Исключением является и ситуация, когда все квартиры в домовладении принадлежат одному собственнику.

Размер взноса на капремонт устанавливается региональными властями в соответствующих нормативных актах. При просрочке очередного платежа на сумму долга начинает начисляться пеня. Ее величина равна 1/300 от размера ключевой ставки ЦБ, пеня рассчитывается за каждый день задержки оплаты. Сроки перечисления взносов совпадают с предельными датами погашения счетов по коммунальным услугам. Взносы могут перечисляться на специально созданный счет, либо на счет регионального оператора, организующего проведение капремонтов.

Бухучет взносов на капитальный ремонт производится на основании полученных платежных документов (счета-квитанции). Эта позиция подтверждается письмом Минфина от 16.02.2015 г. №/4/6840. Такие затраты являются экономически обоснованными и имеют документальное подтверждение, за их счет можно уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. При общей системе налогообложения взносы могут быть учтены как:

Последний вариант подходит для случаев, когда компания владеет квартирой и предоставляет ее сотрудникам для временного проживания.

Взносы отражаются через дебет счетов 20, 44, 26 и кредит счета 76:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Д20, 26, 44 – К76 – начислен ежемесячный взнос на капремонт согласно счета-квитанции;
  • Д76 – К51 – взнос на капремонт перечислен.

Если земля, находящаяся под домом, за помещение в котором платились взносы на ремонт, изъята для госнужд, то все перечисленные в фонд капремонта средства возвращаются собственникам. Такие суммы должны быть отражены в учете в качестве внереализационных доходов:

  • Д51 – К76 – возврат ранее перечисленных взносов собственнику;
  • Д76 – К91.1 – сумма возвращенных взносов учтена собственником в составе внереализационных доходов.

Взносы на капитальный ремонт: проводки, бухучет в управляющей компании

В учете компании, принимающей средства в качестве взносов на ремонт, поступление денег отражается в зависимости от источника финансирования. Если одним из источников денежных вливаний является бюджет, то корреспонденции будут следующими:

  • Д86 – К96 – показана величина начисленной задолженности за бюджетом (сумма начислений должна совпадать с выделяемым объемом ресурсов);
  • Д55 – К86 – получение денег на ремонтные мероприятия из бюджета.

Финансирование в виде взносов собственников должно быть отображено проводками:

Д76 – К96 – начисление взносов в фонд капремонта,

Д51(55) – К76 – поступление взносов от собственников.


Бесплатная юридическая консультация:

Способ осуществления капремонта влияет на порядок отражения расходных операций в учете.

Например, в Вологодской области от собственников квартир ежемесячно управляющая компания получала минимальный размер взноса на капитальный ремонт 6,60 руб./кв. м (постановление Правительства Вологодской области от 31.10.2013 № 1119). Величина сформированного фонда на дату начала ремонта составила 555,6 млн руб. Ремонт был осуществлен подрядной организацией, счет выставлен на сумму 55 млн руб. Бухгалтер составляет записи:

  • Д76 – К96 – ежемесячное начисление собственникам сумм взносов в фонд капремонта;
  • Д55 – К76 – ежемесячные поступления взносов на капремонт от собственников;
  • Д96 – К60 – 55 млн руб., стоимость расходов на ремонт, который будет выполняться силами подрядной структуры;
  • Д60 – К51 (55) – произведена оплата услуг подрядчика (55 млн. руб.);
  • остаток средств в фонде (сч. 96) составил 500,6 млн. руб. (555,6 – 55).

Если руководство управляющей компании осуществляет весь спектр работ самостоятельно за счет бюджета, то в учете будет составлены другие корреспонденции:

  • Д86 – К96 – создание резерва за счет бюджетных средств;
  • Д55 – К86 – целевое поступление денег на ремонтные мероприятия из бюджета.
  • Д60 – К55 – закупка материалов для капремонта;
  • Д10 – К60 – оприходование материалов необходимых для ремонта;
  • Д19 – К60 – выделен НДС;
  • Д68/НДС – К19 – НДС принят к вычету;
  • Д96 – К10, 70 и т.д. – объем фактических расходов на ремонт за счет резерва.

Источник: http://spmag.ru/articles/buhuchet-vznosov-na-kapitalnyy-remont

Проводки в ТСЖ — основные примеры

Современная практика показывает, что одним из наиболее эффективных способов управления многоквартирным домом является ТСЖ. Организация налаженной системы учета операций ТСЖ — обязательное условие, необходимое для обеспечения полноценного функционирования товарищества и выполнения им основных задач. В статье мы разберем специфические аспекты ведения учета ТСЖ и рассмотрим типовые бухгалтерские проводки в предприятиях ТСЖ на примерах.


Бесплатная юридическая консультация:

ТСЖ как способ управления многоквартирным домом

ТСЖ (товарищество собственников жилья) называют некоммерческую организацию, целью создания которой является управление общим имуществом домовладельцев, его содержание, а также получение коммунальных услуг. Учредителями ТСЖ выступают непосредственно собственники жилых квартир в многоквартирных домах.

Все решения, принимаемые относительно общей собственности, утверждаются на общем собрании домовладельцев большинством голосов . Для определения количества голосов, которым обладает владелец жилого помещения, необходимо принимать во внимание его долю в собственности на общее имущество.

Для решения задач по содержанию и управлению общего имущества ТСЖ использует финансовые средства, поступающие из следующих источников:

  • платежи членов ТСЖ (обязательные выплаты, членские взносы и т.п.);
  • доходы от ведения хозяйственной деятельности;
  • бюджетные субвенции;
  • прочие поступления.

Поступления в виде обязательных платежей ТСЖ направляет на оплату коммунальных услуг, а также на покрытие расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Согласно положению ЖК РФ, средства из данных источников не образуют доходов.

Средства, получаемые от ведения хозяйственной деятельности (сдача помещений в аренду, строительство дополнительных объектов и т.д.), ТСЖ направляет в специальные фонды. Данные вложения распределяются на цели, предусмотренные уставом ТСЖ.


Бесплатная юридическая консультация:

Типовые проводки бухучета ТСЖ

Проводки по основным операциям ТСЖ рассмотрим на примерах.

Капитальный ремонт за счет средств бюджетного финансирования

12.02.2016 года из местного бюджета в пользу ТСЖ «Гигант» поступили средства целевого финансирования в суммеруб. Поступившие средства были использованы для проведения капитального ремонта совместного имущества. 15.02.2016 года ТСЖ «Гигант» и ООО «Ремонт Плюс» заключили договор на строительно-ремонтных выполнение работ. 08.04.2016 года были выполнены работы, ТСЖ «Гигант» были перечислены средства в счет оплаты за работы.

Бухгалтер ТСЖ «Гигант» отразил в учете следующие операции:

Источник: http://saldovka.com/provodki/drugoe/provodki-v-tszh.html

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2017 году

Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ) (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

Бесплатная юридическая консультация:

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2017 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2017 году

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей учетной политике для целей налогообложения. В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ.

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

Основная проблема ТСЖ при упрощенке – порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Если в уставе ТСЖ отдельно выделена его обязанность обеспечивать жилищно-коммунальными услугами членов ТСЖ и от их имени и за их счет заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг, то в доходах будут учтены не коммунальные платежи, поступившие упрощенцу, а лишь сумма вознаграждения ТСЖ за свои посреднические услуги (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, письмо ФНС РФ от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526@ ).

Платежи собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ, в этом случае будут облагаться налогом при УСН в полной сумме, если ТСЖ не заключило с ними индивидуальные агентские договоры. При УСН «доходы минус расходы» ТСЖ сможет в этом случае учесть в своих расходах суммы предъявленных ему коммунальных услуг.


Бесплатная юридическая консультация:

Если в уставе ТСЖ обязанность по обеспечению жилищно-коммунальными услугами отдельно не прописана, то ТСЖ необходимо заключить с жильцами агентские договоры, а затем договоры на оказание услуг с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае в доходах ТСЖ на упрощенке будет учтено лишь вознаграждение за услуги агента (письмо Минфина от 11.03.2012 №/2/39 , письмо Минфина от 26.04.2013 №/2/14773 ).

Таки образом, если в уставе ТСЖ не прописана обязанность обеспечивать жилищно-коммунальные услуги и не заключены агентские договоры с жильцами, то ТСЖ будет признавать коммунальные платежи в составе своих доходов. Бухучет коммунальных платежей будет выглядеть так:

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k501603

Проводки по капремонту в тсж

( опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1 (75)2014 )

Собственники помещений в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ и ЖСК, для формирования фонда капитального ремонта могут использовать один из двух способов:


Бесплатная юридическая консультация:

— перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет. При этом владельцами специального счета, как правило, становятся сами ТСЖ и ЖСК;

— перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

В домах, управляемых управляющими организациями, используется только второй способ.

В табл. 1 приведены бухгалтерские операции, которые могут совершаться при использовании специального счета.

В табл. 2 приведены бухгалтерские операции при использовании счета регионального оператора.


Бесплатная юридическая консультация:

Использование специального счета

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Норма ЖК РФ


Бесплатная юридическая консультация:

1. Начислены собственникам ежемесячные взносы в фонд капитального ремонта

2. Начислены собственникам проценты (пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов

3. Часть долга собственников покрыта за счет нераспределенной прибыли

4. На специальный счет перечислена часть прибыли в соответствии с п. 3

5. Взносы собственников поступили на специальный счет


Бесплатная юридическая консультация:

6. На специальный счет поступили проценты (пени), начисленные в п. 2

7. В фонд капитального ремонта поступили проценты банка за пользование средствами специального счета

8. Поступили средства из бюджета в качестве меры государственной поддержки капитального ремонта

9. Получен кредит (заем) в связи с недостатком средств в фонде капитального ремонта

10. За счет будущих взносов собственников увеличен фонд капитального ремонта для покрытия кредита (займа)


Бесплатная юридическая консультация:

11. Образован резерв для финансирования капитального ремонта в соответствии со сметой на ремонт

12. Начислено подрядной организации за исполнение капитального ремонта

13. Перечислено подрядной организации за исполнение капитального ремонта

14. На специальный счет поступили взносы собственников, достаточные для покрытия долга по п. 9

15. Со специального счета уплачен долг по кредиту (займу)


Бесплатная юридическая консультация:

16. Перечислены денежные средства на счет регионального оператора при изменении способа формирования фонда капитального ремонта

17. Зачислены на специальный счет денежные средства, поступившие от регионального оператора, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта

18. Списано комиссионное вознаграждение в соответствии с условиями договора специального счета

19. Со специального счета перечислены денежные средства в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 174 ЖК РФ

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ средства, поступающие товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу на формирование резерва на проведение капитального ремонта общего имущества, представляют собой целевые поступления. Поэтому в табл. 1 указанные средства отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» по видам поступлений.

Движение денежных средств на специальном счете отражается с использованием счета 55 «Специальные счета в банках».


Бесплатная юридическая консультация:

Счет 76-2 (операция 10) используется для увеличения фонда капитального ремонта, отражаемого по кредиту счета 86-3, за счет дебиторской задолженности — будущих взносов собственников в случае получения кредита (займа), необходимого для производства капитального ремонта.

Сумма средств, предназначенных для финансирования конкретного капитального ремонта согласно смете по договору подряда, аккумулируется по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» путем дебетования каждого из субсчетов счета 86 «Целевое финансирование» пропорционально остаткам на указанных субсчетах.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 177 поступления, отраженные в п.п. 6 и 7 табл. 1, не образуют объекта налогообложения.

Если ТСЖ создано в нескольких многоквартирных домах, то, согласно ч. 4 ст. 175 ЖК РФ, для каждого дома в банке надо открыть отдельный специальный счет, а в бухгалтерском учете к счету 55 «Специальные счета в банках» — отдельный субсчет.

Операции в бухгалтерском учете ТСЖ (ЖСК) и управляющей организации при использовании счета регионального оператора

Источник: http://www.pr-tsj.ru/-53-12/45/1531


Бесплатная юридическая консультация:

Бухгалтерский учет капитального ремонта в ТСЖ

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Доходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и ремонт жилья, поступающие от населения, исключаются ли из доходов и расходов? На какой Закон или постановление ссылаться?

Ответ

средства, полученные от собственников жилья на капитальный ремонт многоквартирных домов, включены в перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, следовательно, данные средства также не признаются доходом (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Затраты на капитальный ремонт не могут быть признаны для целей исчисления налога, уплачиваемого при применении упрощенки, поскольку понесены за счет средств целевого финансирования. При этом организация обязана вести раздельный учет таких доходов и расходов (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» упрощенная версия.

1.Рекомендация: Как ТСЖ отразить в бухучете ремонт дома


Бесплатная юридическая консультация:

Источники финансирования ремонта

Текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома должны оплачивать как наниматели, так и собственники помещений. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома обязаны оплачивать собственники помещений. Это следует из подпункта 2 части 1 статьи 154 и частей 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.*

Кроме того, законодательно предусмотрена возможность проводить капитальный ремонт за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов (подп. 2 п. 1 ст. 165 и ч. 2 ст. 191 Жилищного кодекса РФ).

Необходимость проведения ремонта и его стоимость

Решение о необходимости проведения текущего или капитального ремонта дома находится в компетенции общего собрания собственников помещений (подп. 1 и 4.1 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, п. 18 и 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491). Именно собственников помещений вообще, а не только членов ТСЖ.


Бесплатная юридическая консультация:

Определение размера затрат на текущий или капитальный ремонт возложено на ТСЖ. Сделать это нужно при составлении сметы доходов и расходов ТСЖ на год. Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ. Подробнее о составлении сметы см. Как ТСЖ составить смету доходов и расходов на год.

Бухучет

Расчеты с собственниками (нанимателями) помещений и c бюджетом ведите на счете 76, к которому откройте соответствующие аналитические счета. При этом в учете делайте проводку:*

Дебет 51 (55) Кредит 76 – поступили средств на ремонт дома.

Поскольку ТСЖ – некоммерческая организация, целью создания которой является, в частности, обеспечение ремонта общего имущества дома, средства полученные на эти цели переносите на счет 86:*

Дебет 76 Кредит 86 – полученные на ремонт средства признаны целевыми.

Аналитический учет на счете 86 ведите в разрезе источников финансирования ремонта. Кроме того, ТСЖ целесообразно открыть аналитические счета второго и третьего порядка для отражения поступления средств в разрезе целей их расходования, например:*

  • счет 86-2 «Целевые поступления на текущий ремонт общего имущества»;
  • счет 86-3 «Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества»;
  • счет«Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества от собственников»;
  • счет«Целевые поступления на капитальный ремонт общего имущества из бюджета».

Важно отметить, что несмотря на то, что ТСЖ может получать государственное целевое финансирование на капитальный ремонт дома, применять для учета этих средств положения ПБУ 13/2000 ТСЖ не вправе. Это связанно с тем, нормы ПБУ 13/2000 адресованы только коммерческим организациям (п. 1 ПБУ 13/2000). Следовательно порядок учета бюджетных средств не будет отличаться от учета целевых средств из иных источников финансирования ТСЖ.

Расходование полученных на ремонт средств отражайте следующим образом.*

Дебет 60 Кредит 51 (55) – перечислена оплата стороннему подрядчику, выполняющему ремонт;

Дебет 20 Кредит 60 – отражены расходы на ремонт, выполняемый сторонними подрядчиками;

Дебет 19 Кредит 60 – учтен входной НДС, предъявленный подрядчиками;

Дебет 20 Кредит 19 – сумма НДС, предъявленная подрядчиками, отнесена на расходы на ремонт, выполняемый подрядным способом;

Дебет 20 Кредит 70 (69, 10…) – отражены затраты на ремонт, производимый собственными силами ТСЖ;

Дебет 86 Кредит 20 – отражено расходование средств целевого финансирования;

Дебет 86 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС на работы по ремонту, производимому собственными силами ТСЖ.

Такой вывод следует из пункта 1 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов.

Олег Хороший, советник налоговой службы РФ III ранга

Рекомендация: Как ТСЖ отразить при налогообложении ремонт дома. Организация применяет упрощенку

Учет денежных средств, полученных ТСЖ на ремонт общего имущества многоквартирного дома, зависит от источников их получения:*

Средства, полученные от собственников помещений дома на проведение ремонта общего имущества, в доходах не учитывайте* (письмо Минфина России от 4 февраля 2013 г. №/52). Это относится как к капитальному, так и к текущему ремонту (письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. №/1/104). Несмотря на то что указанное письмо относится к организациям на общей системе, применять его можно и при упрощенке (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Также в доходах не учитывайте суммы, выделенные из местного бюджета на капитальный ремонт дома(письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. №/33417). Названные средства относятся к целевому финансированию, поэтому налогом при упрощенке не облагаются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251НК РФ).

Вместе с тем, для применения льготы ТСЖ нужно обеспечить раздельный учет данных средств. Если этого не сделать, полученные суммы нужно будет включить в состав доходов. Это следует из подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15, подпункта 14 пункта 1, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.*

Средства на ремонт, которые поступили от нанимателей жилых помещений на условиях социального найма, по общему правилу в доходах учесть нужно. Нормы подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ в отношении таких средств не применяются. Однако, если оформить отношения агентским договором, налогооблагаемые доходы средства на ремонт не увеличат. В таком случае управляющая компания выступает посредником между владельцами помещений многоквартирного дома и подрядчиком, оказывающим услуги поремонту. Подтверждают данный подход нормы статьи 346.15, подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налоговогокодекса РФ и письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. №/119.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на ремонт общего имущества в многоквартирном доме (подрядным способом). Все квартиры дома находятся в собственности граждан*

ТСЖ «Альфа» применяет упрощенку (объект налогообложения – «доходы, уменьшенные на расходы»).

В годовой смете доходов и расходов на текущий ремонт в 2013 году заложеноруб. Столько же получено от собственников помещений (суммарно за 2013 год).

В декабре 2013 года ТСЖ перечислило подрядной организации оплату за проведенные ремонтные работы в суммеруб. (в.т. ч. НДС –руб.) Работы были выполнены в том же месяце, что подтверждается актом.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 51 Кредит 76 –руб. – получены средства на ремонт от собственников помещений;

Дебет 76 Кредит 86 –руб. – средства на ремонт признаны целевыми;

Дебет 20 Кредит 60 –руб. – отражены расходы на ремонт, выполняемый сторонними подрядчиками;

Дебет 19 Кредит 60 –руб. – отражен входной НДС.

Дебет 20 Кредит 19 –руб. – учтен входной НДС в стоимости ремонтных работ;

Дебет 60 Кредит 51 –руб. – перечислена оплата подрядчику за счет средств собственников помещений многоквартирного дома;

Дебет 86 Кредит 20 –руб. – отражено расходование целевых средств на работы по текущему ремонту.

При расчете единого налога при упрощенке бухгалтер не учитывал целевые средства в суммеруб. ни в составе доходов, ни в составе расходов.

Олег Хороший, советник налоговой службы РФ III ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Источник: http://www.26-2.ru/qa/buhgalterskiy-uchet-kapitalnogo-remonta-v-tsj

Бухгалтерский учет в ТСЖ

Позвоните на бесплатный номер

Вопрос о том, как составить бухгалтерские проводки в учете ТСЖ, по-прежнему не утрачивает актуальности. Рекомендации некоторых экспертов по использованию счета 96, дискуссии по поводу квалификации деятельности ТСЖ в качестве реализации услуг, работ для целей налогообложения, а также отсутствие четких предписаний в нормативных актах и разъяснений уполномоченных органов свидетельствуют об отсутствии определенности в профессиональном сообществе. В настоящей статье мы обоснуем собственное суждение о том, каким образом ТСЖ отражает хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Действующие бухгалтерские стандарты не описывают порядок учета основной уставной деятельности некоммерческой организации. Одновременно для отражения операций в рамках приносящей доход деятельности НКО руководствуется такими стандартами. Фактически единственным ориентиром для ТСЖ может быть комментарий к счету 86 “Целевое финансирование” из Инструкции по применению Плана счетов.

Известно, что многие бухгалтеры ТСЖ, построившие налоговый учет на основе разъяснений Минфина о том, что плата за содержание общего имущества и коммунальные услуги – это выручка ТСЖ, переносят этот принцип и на бухгалтерский учет. То есть они формируют доходы от продаж точно так же, как это делают УК.

Кроме того, некоторые ТСЖ следуют рекомендациям экспертов об использовании счета 96 для резервирования расходов по смете, а коммунальные услуги отражают как транзитные операции (с использованием счета 76).

Мы не считаем данные подходы верными. Вспомним, что в силу п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” одним из требований к учетной политике является требование приоритета содержания перед формой, согласно которому факты хозяйственной деятельности следует отражать в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Бухгалтерский учет в ТСЖ. Экономическое содержание уставной деятельности ТСЖ

С точки зрения правового статуса в отношении лиц, пользующихся на законных основаниях помещениями в доме, которыми управляет ТСЖ, товарищество, по сути, ничем не отличается от профессиональной УК.

  1. ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг и несет все обязанности, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг. Оно обязано заключать договоры ресурсоснабжения. Единственное послабление, данное ТСЖ по сравнению с УК, – это чуть более низкий размер пеней в первые месяцы просрочки платежей по таким договорам.
  2. На ТСЖ в полном объеме распространяются Правила осуществления деятельности по управлению МКД. Существенное отличие от УК заключается в том, что деятельность ТСЖ по управлению домом, собственниками помещений в котором оно создано, не подлежит лицензированию.
  3. Для ТСЖ, как и для УК, действуют Правила содержания общего имущества, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, а также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. ТСЖ в силу закона обязано осуществлять необходимые мероприятия, которые обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, независимо от наличия источника финансирования.
  4. Правоотношения по поводу оказания платных услуг между ТСЖ и потребителями подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей, даже если эти потребители являются членами ТСЖ.

Так описывается правовая сущность деятельности товарищества. Экономическая же сущность его деятельности существенно отличается от сущности деятельности УК:

Главная особенность ТСЖ состоит в том, что собственники помещений являются одновременно и участниками юридического лица, и потребителями его услуг. Именно поэтому они имеют право получать отчет не только о фактическом оказании услуг, но и о размере затрат ТСЖ. Закон дает им право рассчитывать на то, что ТСЖ будет тратить денежные средства, внесенные собственниками помещений, именно по тому назначению, которое было согласовано самими собственниками. А это и есть характеристика средств целевого финансирования и их отличие от выручки от оказания услуг, выполнения работ.

Бухгалтерский учет в ТСЖ. Целевое финансирование

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76.

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 или 26 (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО), 83 (при использовании средств целевого финансирования, полученных в виде инвестиций), 98 (при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов) и т.п. Таким образом, ТСЖ собирает осуществляемые затраты на счетах 20 и 26 в общем порядке. Для классификации затрат можно воспользоваться рекомендациями, актуальными для УК:

– на счете 20 аккумулируются затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг собственникам помещений (в том числе заработная плата рабочих, если они есть в штате);

– на счете 26 собираются затраты, связанные с управлением организацией в целом (заработная плата председателя (управляющего), бухгалтера, затраты на содержание офиса, почтовые, канцелярские расходы).

По итогам месяца следует списать данные затраты за счет средств целевого финансирования.

Нередко НКО принимают к учету средства целевого финансирования лишь в размере фактически поступивших сумм. Однако для ТСЖ необходимо производить начисления по задолженности собственников помещений, чтобы в учете нашли отражение одновременно:

– реальные обязательства ТСЖ перед собственниками (запись по кредиту счета 86 означает, что ТСЖ взяло на себя обязательство израсходовать данные суммы по целевому назначению, вызванный неплатежами дефицит финансирования не снимает с ТСЖ обязательств по надлежащему содержанию общего имущества и ведению расчетов с РСО и подрядчиками);

– обязательства собственников помещений перед ТСЖ (по дебету счета 76 должны быть отражены суммы дебиторской задолженности собственников, которые товарищество имеет право взыскать в принудительном порядке).

Начисление задолженности по платежам собственников помещений указывает на то, что неизбежно возникнет необходимость формировать резерв по сомнительным долгам и списывать с баланса безнадежные к взысканию долги. Эта обязанность установлена бухгалтерским законодательством в отношении каждой организации. Единственным источником расходов в виде отчислений в резерв и списанных долгов является целевое финансирование, значит, соответствующую статью расходов придется обосновывать при утверждении сметы на общем собрании членов ТСЖ.

Пример 1. Согласно решению общего собрания членов ТСЖ установлен размер платы за содержание жилого помещения – 40 руб/кв. м в месяц. Общая площадь помещений в доме составляеткв. м. Согласно статистическим данным за прошлые годы платежная дисциплина собственников помещений оценивается в 96% (учетной политикой предусмотрено, что этот показатель используется для оценки вероятности погашения задолженности населения в целом), в смету расходов заложены отчисления в резерв по сомнительным долгам в размере 1,6 руб/кв. м. В 2016 г. истек срок исковой давности по долгу по квартплате в суммеруб., долг списан за счет резерва.

В рабочем плане счетов ТСЖ:

– к счету 20 “Основное производство” открыт субсчет 20-1 “Содержание общего имущества”;

– к счету 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” открыт субсчет“Начисленная плата”;

– к счету 86 “Целевое финансирование” открыт субсчет 86-1 “Содержание и ремонт общего имущества”.

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие проводки:

Бухгалтерский учет в ТСЖ. Содержание и ремонт общего имущества

Согласно ч. 8 ст. 156, п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ принятие решения о размере взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Поскольку бремя содержания общего имущества несут все собственники независимо от статуса помещения (жилое или нежилое), категории самого собственника (юридическое или физическое лицо, ИП), его отношений с ТСЖ (член или нечлен), размер платежей для членов и нечленов товарищества одинаков.

Таким образом, ТСЖ ежемесячно начисляет платежи за содержание и ремонт общего имущества (одновременно это задолженность собственников и источник финансирования) в размере, установленном решением общего собрания членов товарищества. Повышение размера платы возможно только в законном порядке, правление (председатель) не вправе единолично принимать решение о выставлении дополнительных сумм. Если это было сделано и впоследствии не было одобрено легитимным собранием членов ТСЖ, товарищество может быть оштрафовано и принуждено контролерами провести перерасчет размера платы за прошедшие периоды (Постановление ВС РФ от 01.09.2016 N 306-АД, Определение ВС РФ от 02.09.2016 N 304-КГ).

Впоследствии общее собрание членов ТСЖ должно определить источник финансирования расходов, фактически понесенных ранее в отсутствие источника финансирования.

Общее правило об исправлении существенных ошибок гласит, что корреспондирующим счетом к счетам, записи по которым исправляются, является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности”). Однако для НКО в целом и ТСЖ в частности счет 84 в данном случае следует заменить на счет 86. Этот вывод подтверждается рекомендациями, представленными в п. 25 Информации ПЗ-1/2015 .

Информация Минфина России “Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)”.

Пример 2. Решением общего собрания в 2013 г. был установлен размер платы, составляющий 40 руб/кв. м в месяц (общая площадь помещений –кв. м). В 2014 г. ТСЖ выставляло не предусмотренные сметой и решением платежи в размере 1,5 руб/кв. м за вывоз ТБО (сверх вывозимых за счет бюджетных средств), 0,3 руб/кв. м за обслуживание ВДГО (размер платы предопределен исходя из затрат на услуги сторонних организаций). Согласно предписанию органа ГЖН, вынесенному в 2016 г., ТСЖ пересчитало платежи за вывоз ТБО и обслуживание ВДГО за 12 месяцев 2014 г., уменьшив задолженность потребителей (отразило в платежных документах за сентябрь 2016 г.). Ошибка оценена как существенная, поскольку на общее собрание членов ТСЖ будет вынесен вопрос о покрытии фактически понесенных расходов.

В рабочем плане счетов ТСЖ:

– к счету 20 “Основное производство” открыт субсчет 20-1 “Содержание общего имущества”;

– к счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” открыт субсчет 60-1 “Расчеты за выполненные работы, оказанные услуги”;

– к счету 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” открыт субсчет“Начисленная плата”;

– к счету 86 “Целевое финансирование” открыты субсчета 86-1 “Содержание и ремонт общего имущества”, 86-7 “Расходы, не предусмотренные сметой”.

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие записи:

Затраты, фактически осуществленные в течение месяца в связи с содержанием и ремонтом общего имущества, отражаются на счете 20 в общем порядке. Корреспондирующими счетами чаще всего являются счета 60, 76, а также счета 70, 69, 10.

Не исключено, что в отдельные месяцы источник финансирования может быть израсходован не полностью либо, наоборот, будет наблюдаться превышение фактически осуществленных затрат над имеющимися суммами целевого финансирования.

В случае экономии никаких дополнительных записей не производится. Экономия, образовавшаяся по итогам года, должна быть обнародована на общем собрании и по решению общего собрания направлена на какие-либо целевые мероприятия. Обратим внимание, что ТСЖ (в лице членов правления) не вправе самостоятельно расходовать денежные средства помимо утвержденной сметы (например, нельзя за счет экономии выплачивать премии сотрудникам или вознаграждения членам правления, если эти действия не были одобрены общим собранием).

В случае образования дефицита финансирования ТСЖ не вправе отказаться от отражения в учете каких-либо затрат: к учету нужно принять все расходы, которые были фактически осуществлены. Источник финансирования определяется в соответствии со сметой. Если какие-либо затраты не были предусмотрены сметой (к примеру, возникла необходимость выполнить неотложные незапланированные работы либо уплатить административный штраф в отсутствие резерва непредвиденных расходов), по мнению автора, необходимо открыть особый субсчет к счету 86, например субсчет “Расходы на содержание общего имущества, не предусмотренные сметой”, и уже в его дебет списывать фактически понесенные расходы (ведь оставить их на счете 20 нет оснований). В дальнейшем на общем собрании правление должно “защитить” данные расходы, доказать их обоснованность и предложить членам товарищества внести дополнительные взносы для их компенсации. Самовольно выставлять в квитанциях фактически понесенные расходы сверх сметы ТСЖ не имеет законных оснований (см. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 26.05.2015 по делу N/2015).

Пример 3. В ноябре 2015 г. ТСЖ устранило протечку кровли подрядным способом. Смета не предусматривала подобных расходов, фонд непредвиденных расходов не формировался. Расходы составилируб. По решению общего собрания членов ТСЖ, проведенного в 2016 г., был сформирован фонд непредвиденных расходов (отчисления в месяц составилируб. начиная с марта 2016 г.), и за его счет были покрыты затраты, понесенные в ноябре 2015 г.

В рабочем плане счетов ТСЖ к счету 86 “Целевое финансирование” открыт субсчет 86-3 “Фонд непредвиденных расходов”.

В бухгалтерском учете ТСЖ составлены следующие записи:

Может так случиться, что правлению ТСЖ удастся установить лиц, виновных в возникновении обстоятельств, обусловивших необходимость выполнить неотложные работы. Например, ТСЖ устраняло недостатки работ подрядчика по ремонту кровли, возместило ущерб жильцу, а потом взыскало с подрядчика все эти суммы. В таком случае возникает новый источник финансирования, и надо просто показать его использование.

Пример 4. В результате ДТП был поврежден шлагбаум, установленный ТСЖ на придомовой территории за счет взносов собственников помещений. ТСЖ восстановило его (расходы составили 4500 руб.) и впоследствии получило компенсацию от виновного лица в кассу.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие записи:

Коммунальные услуги

В судебной практике с 2010 г. декларируется принцип тождества обязательств ТСЖ как исполнителя коммунальных услуг перед РСО и обязательств собственников помещений (потребителей) перед ТСЖ. Однако в настоящее время нормативные правовые акты содержат массу специально урегулированных ситуаций, когда этот принцип не соблюдается: например, при применении повышающих коэффициентов, оплате коммунального ресурса, предоставленного на ОДН сверх установленного норматива потребления, использовании в расчетах показаний приборов учета, обеспечивающих учет объемов коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток.

Кроме того, ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг рассматривается в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. Главный принцип состоит в том, что факт неплатежей собственников помещений за коммунальные услуги никак не сказывается на обязательствах ТСЖ перед РСО по оплате коммунальных ресурсов.

Эти обстоятельства указывают на то, что ТСЖ нельзя рассматривать как посредника в расчетах между РСО и потребителями. Условия договоров ресурсоснабжения, в которых ТСЖ выступает в роли агента собственников помещений при условии, что в доме выбран способ управления ТСЖ, не соответствуют закону. Поскольку ТСЖ не является посредником, неправильно отражать расчеты за коммунальные ресурсы и услуги через счета учета расчетов транзитом. Одновременно экономическая сущность деятельности ТСЖ (отсутствие иных источников финансирования, кроме взносов собственников помещений, а также необходимость отчитываться за образовавшуюся экономию и невозможность распоряжаться ею самостоятельно) указывает на неправомерность отражения операций по предоставлению коммунальных услуг как реализации. Поэтому представляется, что хозяйственные операции в рамках деятельности по предоставлению коммунальных услуг отражаются точно так же, как и операции по содержанию и ремонту общего имущества.

Иначе говоря, стоимость коммунальных ресурсов, предъявленная к оплате РСО, принимается к учету бухгалтерской записью Дебет 20 Кредит 60. Начисление платы за коммунальные услуги собственникам помещений фиксируется в учете проводкой Дебет 76 Кредит 86. Третья стандартная запись – Дебет 86 Кредит 20 – отражает использование источника финансирования (платежей собственников) на покрытие понесенных расходов.

Коммунальные услуги на ОДН

Отдельно следует обсудить вопросы оплаты коммунальных услуг на ОДН. Если общим собранием собственников помещений принято решение о полном распределении объема ресурса на ОДН на потребителей, ТСЖ начисляет плату потребителям в том же размере, в каком РСО предъявляет к оплате стоимость ресурса. Если такое решение не принято, заведомо известно, что у ТСЖ источник финансирования (плата потребителей) меньше целевых расходов (естественно, если фактический объем ресурса на ОДН по показаниям ОПУ превышает нормативный, и это наиболее распространенная ситуация). Поэтому сверхнормативный расход на ОДН целесообразно относить в дебет счета 86, субсчет “Расходы, не предусмотренные сметой”. Впоследствии правление ТСЖ должно отчитаться о размере, причинах возникновения таких расходов и предложить возможные пути их компенсации. То же самое справедливо, если с 1 июля 2016 г. отношения между РСО и ТСЖ подпадают под действие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

Если в доме есть нежилые помещения, собственники которых заключили прямые договоры с РСО, ТСЖ вправе предъявлять им к оплате коммунальные услуги на ОДН (см. п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг). Здесь бухгалтерские записи будут такими же, как и в общем случае.

В соответствии с актуальной редакцией жилищного законодательства плата за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН (в пределах норматива потребления), с 2017 г. должна стать элементом платы за содержание жилого помещения. Бухгалтерские проводки у ТСЖ в связи с этим не изменятся, нужно будет только правильно выбрать субсчета.

Повышающие коэффициенты

В связи с применением повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальные услуги при отсутствии ИПУ и наличии технической возможности их установки, а также при обязанности оснастить помещения приборами учета ТСЖ начисляет потребителям плату в большем размере, чем у него возникают обязательства перед РСО. Согласно пп. “у(1)” п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг эта разница должна быть направлена на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Недостаточная конкретизация обязанностей управляющего домом по использованию спорных сумм на нормативном уровне обусловливает необходимость вынесения данного вопроса на повестку общего собрания членов ТСЖ. В связи с этим начисление платы за коммунальные услуги следует производить отдельно в размере стоимости фактически потребленных услуг и в размере сумм, полученных в результате применения повышающего коэффициента (в пользу отдельного отражения данных сумм в платежном документе высказался Минстрой России в Письме от 02.09.2016 NАЧ/04). Это предложение реализуется путем введения субсчета к счету 86.

Капитальный ремонт общего имущества

В Информации ПЗ-1/2015 Минфин России однозначно высказался за необходимость отражения в учете НКО, формирующей фонд капитального ремонта общего имущества в МКД:

– дебиторской задолженности по взносам собственников помещений на капитальный ремонт (п. 9) (здесь полностью применимы общие правила о формировании резерва по сомнительным долгам);

– денежных средств на специальном счете, предназначенном для формирования фонда капитального ремонта (п. 11);

– средств целевого финансирования в виде не использованных на отчетную дату взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных собственниками помещений в связи с неуплатой взносов, процентов, начисленных за пользование денежными средствами на специальном счете (п. 15).

Иначе говоря, начисление взносов в фонд отражается в бухгалтерском учете точно так же, как и плата за содержание общего имущества. Представляется, что и расходование средств фонда на оплату работ по капитальному ремонту следует производить путем отражения расходов на счете 20 и их последующего отнесения в дебет счета 86. Главное – обеспечить отдельный учет на счете 86.

В Письме Минфина России от 14.04.2016 N/21509 специально отмечено: если некоммерческая организация создает резерв сомнительных долгов в отношении задолженности по уплате собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт общего имущества, сумма такого резерва относится в дебет счета 86 “Целевое финансирование”. Положения ЖК РФ устанавливают четкие направления использования средств фонда, и среди них нет отчислений в резерв сомнительных долгов или на списание безнадежной задолженности. Между тем в случае формирования фонда на специальном счете фонд формируется в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (п. 1 ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). То есть это фактически поступившие на счет денежные средства. Неисполненные обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт формально не считаются фондом капитального ремонта. Поэтому представляется, что резервирование сомнительных долгов и тем более списание безнадежных долгов должны производиться за счет источника финансирования в виде начисленных взносов на капитальный ремонт, но не платы за содержание жилого помещения по смете ТСЖ.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Согласно рекомендациям, представленным в п. 34 Информации ПЗ-1/2015, НКО, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, вправе списывать расходы на осуществление уставной деятельности на счет 86 без их предварительного отражения на счетах, предназначенных для учета производственных затрат.

Напомним, что упрощенными способами ведения учета могут пользоваться все ТСЖ, за исключением тех, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (ч. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”). В частности, обязательный аудит проводится организацией, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”). Поскольку выручку в бухгалтерском учете по основной деятельности ТСЖ не формирует, риск подпасть под обязательный аудит можно связать, скорее, с накоплением фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, что увеличивает валюту баланса.

Пример 5. ТСЖ применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Согласно учетной политике расходы в рамках уставной деятельности товарищества по управлению МКД отражаются без применения счетов учета производственных затрат. В сентябре 2016 г. была начислена плата за содержание и ремонт общего имущества в сумме руб., в том числе на формирование фонда непредвиденных расходов –руб. Фактически в сентябре 2016 г. осуществлены следующие затраты: на оплату труда персонала –руб., на уплату обязательных страховых взносов –руб., на оплату разнообразных услуг подрядчиков (обслуживание общего имущества, благоустройство придомовой территории, оказание банковских и информационных услуг) –руб.

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие записи:

Дополнительные доходы

Наряду с целевым финансированием уставной деятельности, суммы которого поступают ТСЖ с уже заранее известными и зафиксированными направлениями использования, товарищество также может получать некоторые суммы, которые в бухгалтерском учете следует квалифицировать как доходы. Среди них можно назвать:

– пени, которые уплачивают собственники помещений за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги;

– платежи пользователей элементами общего имущества собственников помещений в МКД, если решением общего собрания ТСЖ, управляющее домом, наделено полномочиями арендодателя такого имущества;

– проценты, начисляемые банком на денежные средства на счете (временно свободные средства, размещенные на депозите, либо остаток на текущем счете согласно условиям договора), кроме процентов, начисляемых на средства на специальном счете, открытом для формирования фонда капитального ремонта (данные суммы составляют фонд капитального ремонта – средства целевого финансирования для ТСЖ).

Безусловно, все эти поступления в конечном итоге будут потрачены по решению общего собрания членов товарищества на цели, связанные с управлением МКД. Однако это не делает их целевыми в момент поступления. Дело в том, что целевое назначение средств задается источником их поступления: члены ТСЖ утверждают смету расходов, для финансирования которой вносятся платежи. Проценты поступают от банка, а арендные платежи – от арендатора, которые не могут диктовать ТСЖ направления целевого использования средств. Что касается пеней, они поступают фактически от источника финансирования, определяющего в конечном итоге их назначение, однако, во-первых, это незапланированный источник, а во-вторых, их уплата не обусловлена волей передать ТСЖ средства для использования по целевому назначению, а является мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства. Перечисленные поступления традиционно отражаются как прочие доходы.

Кроме того, ТСЖ имеет право, если иное не предусмотрено уставом, вести деятельность по оказанию услуг вне рамок уставной деятельности по управлению МКД, в котором оно создано. Платежи от потребителей признаются в составе доходов по обычным видам деятельности.

Пример 6. Согласно решению общего собрания собственников помещений в МКД ТСЖ наделено полномочиями выступать в качестве арендодателя таких элементов общего имущества, как нежилые помещения, части земельного участка, поверхности стен в лифтах и т.д.: заключать договоры аренды на наиболее выгодных условиях, вести расчеты, аккумулировать платежи. В августе 2016 г. были начислены доходы по договорам аренды в суммеруб. ТСЖ применяет УСНО.

В бухгалтерском учете будут произведены следующие записи:

Отдельно следует сказать о суммах разнообразных компенсаций, например о возмещении причиненного общему имуществу ущерба (если недостатки устраняло ТСЖ), компенсации судебных расходов. В учете коммерческой организации это всегда прочие доходы. Однако в учете НКО данные суммы, по сути, компенсируют расходы, осуществленные ранее за счет целевых поступлений. Поэтому при получении компенсации необходимо восстановить ранее использованный источник финансирования.

Пример 7. В результате ДТП был поврежден шлагбаум, установленный ТСЖ на придомовой территории за счет взносов собственников помещений. ТСЖ восстановило его (расходы составили 4500 руб.) за счет фонда непредвиденных расходов и впоследствии получило компенсацию от виновного лица в кассу.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки:

Экономическая сущность деятельности ТСЖ по управлению МКД (независимо от принципов налогообложения, которых придерживается товарищество) диктует правила ведения бухгалтерского учета: начисление платы за ЖКУ – это формирование средств целевого финансирования. В общем случае расходы аккумулируются на счетах 20, 26 и списываются за счет источника (Дебет 86 Кредит 20), при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета можно избежать использования счетов учета производственных затрат. При дефиците финансирования фактически осуществленные затраты отражать необходимо, списывая их на отдельный субсчет к счету 86, который можно назвать “Расходы, не предусмотренные сметой”. Решение вопроса о покрытии дефицита находится в компетенции общего собрания членов ТСЖ.

Источник: http://acitadel.ru/2017/09/20/buxgalterskij-uchet-v-tszh/

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн