Ремонт и обслуживание жилого фонда

Ремонт и обслуживание жилого фонда Бесплатная юридическая консультация: Открытая общественная правовая информационная система Задать вопрос юристу Главная › Полезная литература.

Ремонт и обслуживание жилого фонда


Бесплатная юридическая консультация:

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Жилищно-коммунальное хозяйство, риэлторская деятельность ›
  • Коммунальные услуги — оказание ›
  • Текущий ремонт жилищного фонда

Текущий ремонт жилищного фонда

Текущий ремонт жилищного фонда

Оглавление:

Жилищный фонд, согласно определению, содержащемуся в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Наряду с регулированием отношений, касающихся учета жилищного фонда, управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг, пользования общим имуществом собственников помещений, жилищное законодательство регулирует отношения, связанные с содержанием и ремонтом жилых помещений.

В статье мы поведем речь о текущем ремонте жилищного фонда, кратко рассмотрим правила и требования, которые должны соблюдаться при проведении текущего ремонта, а также остановимся на вопросах налогообложения доходов и расходов, связанных с текущим ремонтом жилищного фонда.


Бесплатная юридическая консультация:

Обратимся к Правилам и нормам эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170). Согласно разделу II названных правил текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Организация и планирование текущего ремонта регулируется пунктом 2.3 Правил № 170, согласно которому текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями. Текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий, а именно, системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения, находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.

Продолжительность ремонта определяется по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования. Периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех – пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.

Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в Приложении № 7 к Правилам № 170.

Следует отметить, что на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается опись ремонтных работ, которая согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда. Текущий ремонт должен производиться без прекращения обслуживания здания, в том числе тепло-, водо-, энергообеспечения.


Бесплатная юридическая консультация:

Говоря о текущем ремонте жилищного фонда, нельзя не обратить внимание на постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила № 491).

Согласно пункту 1 Правил № 491 состав общего имущества определяется, в частности, собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, текущий ремонт имущества, указанного в подпунктах «а» – «д» пункта 2 Правил № 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил № 491).

На основании названных выше подпунктов пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);


Бесплатная юридическая консультация:

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил № 491).

Пунктом 17 Правил № 491 определено, что собственники помещения обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.


Бесплатная юридическая консультация:

В состав работ не входят работы по текущему ремонту дверей в жилое или нежилое помещение, не являющееся помещением общего пользования, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих помещений, что установлено пунктом 19 Правил № 491.

Попутно отметим, что согласно Приказу Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в приложении № 8 к названному документу. Эти работы должны выполняться за счет средств эксплуатирующей организации, если они вызваны неисправностью элементов здания (кровли, инженерных систем и др.), техническое обслуживание и ремонт которых входят в ее обязанности.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов налогообложения операций по текущему ремонту жилищного фонда, обратимся к ЖК РФ.

Как установлено пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Как определено пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;

– управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

– управление управляющей организацией.

Способ управления выбирается собственниками помещений в этом доме на общем собрании, что установлено пунктом 3 статьи 161 ЖК РФ. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 8 февраля 2010 года по делу № Ф0 указано, что избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников жилья.


Бесплатная юридическая консультация:

При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества, несут ответственность перед собственниками за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами (пункт 2.1 статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом ТСЖ либо жилищными или иным специализированным потребительским кооперативом, указанные ТСЖ или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (пункт 2.2 статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 16 статьи 161 ЖК РФ).

Напомним, что к существенным условиям договора управления в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 162 ЖК РФ относится порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, порядок внесения такой платы.

Бесплатная юридическая консультация:

Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) не дает определение понятия «ремонт», то налогоплательщик для целей налогового учета должен руководствоваться понятиями и терминами гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемыми в НК РФ, применяющимися в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Такое право предоставлено пунктом 1 статьи 11 НК РФ, об этом еще раз напомнили налогоплательщиками специалисты Минфина Российской Федерации в письме от 23 марта 2012 года №/1/152. Кроме того, для более детальной конкретизации вышеуказанного понятия Минфин рекомендует обращаться в Министерство регионального развития Российской Федерации.

В отношении налога на добавленную стоимость (далее – НДС) необходимо обратить внимание на следующее. В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги),

Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации работ (услуг) по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями, ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом работы (услуги) по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям, ТСЖ организациями и предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения НДС не освобождены, на что обращено внимание в письмах Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2009 года №/169, от 21 ноября 2011 года №/112, от 5 марта 2013 года №/6462.

Также в письмах отмечено, что НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения работ (услуг) по ремонту общего имущества в доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций и ТСЖ.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, у управляющих компаний и ТСЖ, применяющих вышеуказанное освобождение от налогообложения НДС, при оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, не имеется оснований для исключения сумм этого налога из тарифов на данные услуги, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 2 сентября 2011 года №/89.

Следует помнить о том, что налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащие налогообложению НДС, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Такое право налогоплательщикам предоставлено пунктом 5 статьи 149 НК РФ и для его реализации необходимо представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. В этом случае налогообложение и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, следует производить в общеустановленном порядке.

Согласно пункту 3 статьи 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются, в частности, денежные средства, полученные управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При этом освобождение от налогообложения НДС стоимости ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, НК РФ не предусмотрено, на что обращено внимание в письме Минфина Российской Федерации от 4 октября 2012 года №/399. Аналогичные разъяснения содержаться в письме ФНС Российской Федерации от 12 мая 2014 года № ГД-4-3/8909@.

Управляющие организации, а также некоммерческие организации, такие как ТСЖ, согласно статье 246 НК РФ, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, на основании пункта 1 статьи 247 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 НК РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предусмотрен статьей 251 НК РФ.

На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются в целях налогообложения доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, средства, полученные от собственников помещений на ремонт общего имущества многоквартирных домов на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, включены в перечень средств, относящихся к целевому финансированию. Следовательно, они не признаются доходом организации при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Однако, если собственники жилья выбрали способ управления – непосредственное управление и заключают с организацией договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то управляющая организация учитывает доходы от соответствующего оказания услуг и (или) выполнения работ для целей налогообложения прибыли в общем порядке, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 10 августа 2012 года №/38. По вопросам, связанным с порядком установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рекомендовано обращаться в Минрегион Российской Федерации.

При определении налоговой базы не учитываются также и целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), что установлено пунктом 2 статьи 251 НК РФ. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, ТСЖ (ЖК, ЖСК), являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают отчисления на формирования резерва на проведение ремонта, которые производятся ТСЖ его членами. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 3 июня 2013 года №/4/200113.

В начале статьи мы отмечали, что текущий ремонт жилья должен проводиться с определенной периодичностью. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14 ноября 2007 года по делу № Ф03-А73/07-1/4806 сказано, что в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3757

Обслуживание и ремонт жилищного фонда

Предоставлением жилищных услуг является деятельность исполнителя, непосредственно выполняющего работы по поддержанию в исправном состоянии элементов жилого здания в соответствии с установленными параметрами, эксплуатационными показателями и режимом работы его конструкций, инженерных систем и технических устройств, их наладке и регулированию, устранению аварий и недостатков, содержанию придомовой территории, контролю их состояния.

По поручению собственника жилищного фонда функция управления жилищным фондом может возлагаться на управляющую организацию. Управляющая организация обеспечивает предоставление потребителю и совместно с ним проживающим лицам жилищно-коммунальных услуг.


Бесплатная юридическая консультация:

Управляющая организация в соответствии и в пределах переданных ей прав и полномочий, содержащихся в договорах с собственником жилищного фонда, осуществляет управление общим имуществом жилого дома, представляя интересы потребителей, заключает договоры с жилищными, коммунальными и специализированными организациями о предоставлении потребителю и совместно с ним проживающим лицам необходимых жилищных и/или коммунальных услуг, контролирует и обеспечивает соблюдение предусмотренных стандартами и договором условий проживания и параметров качества жилищных и коммунальных услуг, отвечает перед потребителем за полное, своевременное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг и за последствия нарушений установленных стандартов, информирует потребителя о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, об изменении порядка предоставления льгот и субсидий, контролирует соблюдение потребителем правил пользования жилищем, обеспечивает своевременную и полную оплату услуг потребителем, а также регулирует размеры платежей жилищным, коммунальным, специализированным организациям за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные с нарушением параметров качества, установленных стандартами и договором (соответственно уменьшая размер платежей потребителей).

До обращения в контролирующие и судебные органы потребитель вправе обращаться по вопросам использования и управления общим имуществом жилого дома и придомовой территорией и обеспечения необходимых условий проживания к исполнителю.

Исполнитель не имеет права отказать потребителю в рассмотрении его обращения. Исполнитель принимает меры к удовлетворению приведенных в обращении претензий в рамках своей компетенции в соответствии с законом, настоящими Правилами и договорами.

Собственник жилищного фонда обеспечивает финансирование и контроль выполнения комплекса обязательных работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, а также возможность выполнения дополнительных работ по заказам потребителей.

Обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (а в необходимых случаях — квартир), выполнение заявок потребителей должно обеспечивать комфортность жилища, его безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, поддерживать его пригодность для проживания. Эта деятельность должна осуществляться с соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации, сертификации (в установленных законодательством случаях), действующих правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, включая регламент (объем, периодичность) и продолжительность выполнения работ (оказания услуг), сроки выполнения заявок потребителей, устранения аварий и повреждений, установленных в соответствии с муниципальным заказом и/или договорами с учетом установленного уровня финансирования и фактического состояния жилищного фонда.


Бесплатная юридическая консультация:

Обязательные регламентные работы по обслуживанию и ремонту (текущему и капитальному) общего имущества многоквартирного дома включают в себя:

осмотр и ремонт конструктивных элементов зданий, подготовку зданий и придомовой территории к сезонной эксплуатации;

обслуживание и ремонт внутридомовых систем электро, тепло, газо, водоснабжения и водоотведения, вентиляции, центрального кондиционирования, лифтов, мусоропроводов и другого инженерного оборудования (включая внутриквартирное оборудование, являющееся элементом общедомового и влияющее на его работу — стояки, конвекторы и радиаторы центрального отопления, вентиляционные короба ит. п.);

ремонт и обслуживание оборудования и территории детских и спортивных площадок, автостоянок и гаражей (входящих в состав жилищного комплекса), малых архитектурных форм на придомовой территории;

освещение мест общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку зданий и придомовой территории; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов; противопожарные мероприятия; содержание и уход за зелеными насаждениями придомовых территорий, а также другие работы и технологические операции по поддержанию условий проживания в многоквартирном доме в соответствии с установленными стандартами;


Бесплатная юридическая консультация:

другие обязательные работы и услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, выполняемые (предоставляемые потребителям) в счет ежемесячной платы на основании договоров и в соответствии со стандартами, строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и иными нормативными актами.

Осмотр конструктивных элементов и оборудования зданий и придомовой территории проводится с целью определения их состояния, выявления причин возникновения дефектов (неисправностей, повреждений), выработки мер по их устранению, подготовки к сезонной эксплуатации, контроля за использованием и содержанием жилых и нежилых помещений в здании.

Исполнители жилищно-коммунальных услуг при проведении осмотра не реже одного раза в год обязаны инструктировать потребителей о порядке содержания и эксплуатации жилища и инженерного оборудования, а также о требованиях пожарной безопасности.

Периодичность осмотров указывается в муниципальном заказе в соответствии со стандартами, строительными нормами и правилами, иными нормативными актами государственных органов и органов местного самоуправления, а также договорами. Копии графиков и актов осмотров направляются исполнителями собственнику жилищного фонда и территориальным подразделениям Государственной жилищной инспекции.

Внеочередные (неплановые) осмотры должны проводиться непосредственно после ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и иных стихийных явлений, аварий, появления сведений о деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, создающих угрозу жизни, здоровью или имуществу граждан, а также нарушающих условия нормальной эксплуатации здания или объекта благоустройства.


Бесплатная юридическая консультация:

Результаты осмотра отражаются исполнителем в документах по учету технического состояния зданий, внутридомовых инженерных сетей и оборудования, а также придомовой территории (актах, журналах и др.).

По результатам осмотра исполнитель, собственник жилищного фонда и контролирующие органы принимают решения о соответствии проверяемых конструктивных элементов и оборудования зданий и придомовой территории обязательным требованиям, а также о мерах по устранению выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) и подготовке к сезонной эксплуатации.

Ремонт конструктивных элементов зданий осуществляется исполнителем путем устранения деформации конструкций и неисправностей инженерного оборудования, создающих угрозу жизни, здоровью или имуществу граждан, а также нарушающих условия проживания или нормальной эксплуатации здания. Перечень работ по обслуживанию и ремонту конструктивных элементов зданий и сроки (периодичность) их выполнения устанавливаются в муниципальном заказе в соответствии со стандартами, строительными нормами и правилами, правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и иными нормативными актами.

Объем и качество проведенного ремонта конструктивных элементов зданий проверяется комиссией из представителей органов местного самоуправления, собственника жилищного фонда и исполнителя. Результаты проверки оформляются актом.

Подготовка зданий и придомовой территории к сезонной эксплуатации осуществляется путем своевременного, полного и качественного выполнения работ, обеспечивающих нормальные условия проживания и функционирования коммунальных инженерных систем в осенне-зимний и весенне-летний периоды.


Бесплатная юридическая консультация:

Исполнитель в результате подготовки к осенне-зимнему периоду обязан обеспечить надежную и устойчивую работу всего комплекса объектов: сетей, сооружений, оборудования электро, газо, тепло и водоснабжения (холодного и горячего), а также водоотведения.

Исполнитель при подготовке зданий и придомовой территории к эксплуатации в осенне-зимний период обязан устранить неисправности крыш, перекрытий, подвалов и подполий, печей и отопительных установок, дымоходов и газоходов, выполнить мероприятия по утеплению подъездов и иных общих помещений многоквартирного дома (в том числе выходов на крышу дома), созданию в них нормативного температурно-влажностного режима, теплоизоляции внутридомовых сетей, обеспечить возможность беспрепятственного отвода талых вод с придомовой территории и гидроизоляцию фундаментов, стен подвалов и цоколя, исправность пожарного оборудования. При подготовке к осенне-зимнему периоду выполняются и иные работы, предусмотренные стандартами и другими нормативными актами.

Работы по подготовке зданий и придомовой территории к эксплуатации в осенне-зимний период должны быть завершены до начала отопительного периода: в северных и восточных районах — до первого сентября, в центральных — к пятнадцатому сентября, в южных — до первого октября.

Потребители обязаны соблюдать установленные требования по утеплению жилища (уплотнению притворов окон, балконных и входных дверей), регулированию температуры воздуха в помещениях индивидуальными регуляторами, установленными на отопительных приборах, монтажу (установке), эксплуатации и обслуживанию внутриквартирных систем (сетей), устройств и оборудования для использования тепловой энергии и оказания других коммунальных услуг.

Работы по обслуживанию и ремонту внутридомовых систем (сетей) водо, тепло и электроснабжения, а также приборов учета, установленных вне жилища потребителя, обеспечение их надлежащего технического состояния и безопасности осуществляются исполнителем.


Бесплатная юридическая консультация:

Надлежащее техническое состояние и безопасность сетей и приборов учета, находящихся внутри жилища потребителя, обеспечивается за счет потребителей, проживающих в жилище, путем привлечения для их ремонта, обслуживания, устранения недостатков и аварий, осмотра и контроля их состояния работников исполнителя. Исполнитель обязан соблюдать предельные сроки устранения неисправностей и аварий.

Исполнитель обеспечивает надежное закрытие шкафов (ниш) с электрощитами и электроизмерительными приборами.

Замена стационарных кухонных электроплит, внутриквартирных групповых линий их питания, включая аппараты защиты и штепсельные соединения, находящихся в жилище потребителя, проживающего в многоквартирном доме, осуществляется за счет наймодателя или собственника квартиры. Принадлежность данного оборудования определяется на основании договоров, передаточных актов либо иных документов о передаче жилищ в собственность, а также документов бухгалтерского учета собственника жилищного фонда.

Собственник жилищного фонда обязан осуществлять модернизацию и реконструкцию внутридомовых электрических сетей и оборудования с целью обеспечения возможности пользования потребителям бытовыми электроприборами, установленными в жилище, суммарной мощностью до 4 кВт, привлекая для этого исполнителя.

Если иное не установлено в договорах о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, содержащих условия о снабжении горячей и холодной водой, ответственность исполнителя и потребителя за утечки холодной и горячей воды через внутридомовые сети и водоразборную арматуру, находящуюся в жилище, распределяется следующим образом:


Бесплатная юридическая консультация:

за утечку воды во внутридомовых сетях (вне жилища или за границей эксплуатационной ответственности потребителя, проживающего в индивидуальном жилом доме), выявленную с помощью контроля показаний приборов учета в ходе проверок контролирующих органов, отвечает исполнитель;

за утечку воды из водоразборной арматуры в жилище (индивидуальном жилом доме), выявленную исполнителем, при условии соблюдения потребителем правил технической эксплуатации и при его заблаговременном обращении к исполнителю об устранении недостатка отвечает исполнитель;

за утечку воды из водоразборной арматуры в жилище (индивидуальном жилом доме), обнаруженную в ходе проведения осмотра (проверки) исполнителем и при отсутствии обращения потребителя к исполнителю об устранении недостатка, отвечает потребитель.

За данное нарушение договором о предоставлении жилищно-коммунальных услуг с согласия сторон может быть предусмотрена ответственность потребителя в форме неустойки (штрафа).

При недостаточной по сравнению с нормативной величине напора холодной и горячей воды на вводах в здания, ведущей к перебоям в водоснабжении потребителей, проживающих на верхних этажах здания, собственник жилищного фонда обязан обеспечить проектирование, монтаж, включение и наладку повысительных насосов или автоматических насосных установок. При равной или превышающей норму величине напора холодной и горячей воды на вводе в здание или при резких его колебаниях собственником жилищного фонда обеспечивается установка регулирующих и отключающих устройств и оборудования.


Бесплатная юридическая консультация:

При прекращении циркуляции теплоносителя в системе отопления или снижении его температуры до +5 °С и отрицательной температуре наружного воздуха система отопления должна быть опорожнена исполнителем или аварийной службой.

Допустимые уровни звукового давления и уровня звука в процессе эксплуатации котельной внутридомовых децентрализованных систем отопления не должны превышать величин, установленных стандартом.

Осмотр и контроль оборудования котельной внутридомовых децентрализованных систем отопления, эксплуатируемой без обслуживающего персонала, должен производиться исполнителем не реже одного раза в сутки.

Работы по обслуживанию и ремонту внутридомовых систем (сетей) снабжения газом и приборов учета, находящихся вне жилища потребителя, выполняются организациями, снабжающими потребителей газом (или их специализированными организациями), с обеспечением надлежащего технического состояния и безопасности.

Надлежащее техническое состояние и безопасность сетей снабжения газом, газовых плит, водонагревательных и отопительных газовых аппаратов и приборов учета, находящихся внутри жилища потребителя, обеспечиваются собственником жилища путем привлечения для их ремонта, обслуживания, устранения недостатков и аварий, осмотра и контроля состояния работников организаций, снабжающих потребителей газом (или их специализированных организаций).

Замена газовых плит, водонагревательных и отопительных газовых аппаратов, находящихся в жилище потребителя, проживающего в многоквартирном доме, осуществляется за счет собственника квартиры. Принадлежность данного оборудования определяется на основании договоров, передаточных актов либо иных документов о передаче жилищ в собственность, а также документов бухгалтерского учета собственника жилищного фонда.


Бесплатная юридическая консультация:

Обслуживание и ремонт внутридомовых систем вентиляции и кондиционирования должны обеспечить установленные стандартом температуры, кратности и нормы воздухообмена в зависимости от типов помещений и жилых домов. Исполнитель обязан в установленные сроки осуществлять пылеуборку и дезинфекцию чердачных помещений и вентиляционных каналов.

Регулирование вентиляционных систем жилища осуществляется потребителями в зависимости от резких колебаний текущей температуры наружного воздуха и сильных ветров в соответствии с рекомендациями и инструкциями исполнителя.

Обслуживание и ремонт внутридомовых систем лифтов, техническое освидетельствование, технические осмотры и ремонт лифтов осуществляются в соответствии со стандартами и нормативно-техническими актами.

Определяющим показателем деятельности по обслуживанию и ремонту внутридомовых систем лифтов является бесперебойность круглосуточной работы лифтов. Допустимая продолжительность отключений, измеряемая суммарно в часах в течение расчетного периода, не должна превышать предела, установленного в заказе или договоре.

Обслуживание и ремонт внутридомовых систем мусоропроводов включает в себя уборку загрузочных клапанов и бункеров, удаление отходов из мусороприемных камер, мойку мусоросборников после удаления мусора, дезинфекцию и дератизацию мусоросборников и мусоропроводов санитарно-эпидемиологическими организациями, удаление засоров и ремонт.

При обнаружении засоров, повреждений и неисправностей исполнителем может быть прекращено пользование потребителями мусоропроводом до устранения недостатков.

Содержание оборудования придомовой территории является обязанностью органа местного самоуправления, собственника жилищного фонда.

Оборудование на придомовой территории хозяйственных площадок для установки контейнеров и бачков для мусора и пищевых отходов, для сушки белья, чистки одежды, ковров, площадок для отдыха взрослых, спортивных, игровых площадок и устройств площадок для детей должно соответствовать градостроительным документам и регламентам.

Ремонт и обслуживание оборудования и территории детских и спортивных площадок, малых архитектурных форм на придомовой территории осуществляются исполнителем.

Придомовая территория должна содержаться в чистоте и порядке, объекты ее благоустройства должны своевременно ремонтироваться и окрашиваться в соответствии со стандартами, строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами и правилами технической эксплуатации жилищного фонда.

Содержание придомовой территории должно обеспечивать возможность свободного проезда (подъезда) технических средств аварийных (специальных) служб (пожарной, «скорой помощи», спасательной и др.).

Ремонт и обслуживание элементов оборудования детских игровых площадок, расположенных на придомовой территории (качели, качалки, карусели, горки и т. д.), используемых как для летнего, так и для зимнего отдыха детей, осуществляются не реже одного раза в полугодие в соответствии со стандартами, строительными нормами и правилами и с правилами технической эксплуатации жилищного фонда.

Проведение работ по ремонту оборудования детских и спортивных площадок, используемого в весенне-летний период, осуществляется при подготовке к нему. По окончании весенне-летнего периода оборудование детских и спортивных площадок, использование которого представляет опасность для жизни и здоровья потребителей в осенне-зимний период, должно быть демонтировано или приведено в состояние, исключающее его использование. К началу весенне-летнего периода данное оборудование возвращается на прежние места или приводится в пригодное для использования состояние.

Неисправности оборудования детских и спортивных площадок устраняются при проведении частичных осмотров. Неисправности оборудования детских и спортивных площадок, препятствующие нормальной эксплуатации, должны устраняться в сроки, установленные стандартами, строительными нормами и правилами и правилами технической эксплуатации жилищного фонда. Если предельные сроки устранения неисправностей каких-либо элементов оборудования детских и спортивных площадок не указаны в стандартах и нормах, то они устанавливаются соответствующими органами местного самоуправления.

Ремонт и обслуживание оборудования и территории автостоянок и гаражей (входящих в состав жилищного комплекса) осуществляются в соответствии с договорами, заключенными с отдельными потребителями или их объединениями.

Исполнитель обязан обеспечить освещенность искусственным светом общих помещений многоквартирного дома в соответствии с требованиями стандартов, работоспособность систем автоматического включения и выключения осветительных приборов в подъездах и на лестничных клетках.

Собственник жилищного фонда обязан обеспечить в домах выше пяти этажей работоспособность рабочего и эвакуационного освещения (в том числе с автоматическими системами управления).

Периодичность, последовательность основных работ по уборке жилых зданий и придомовой территории и порядок их выполнения (время, объемы работ, используемые материалы и средства и т. п.) устанавливаются собственником жилищного фонда в зависимости от местных условий при соблюдении обязательных требований стандартов и правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Санитарно-гигиеническая очистка жилых зданий и придомовой территории должна обеспечивать санитарную и экологическую безопасность зданий и убираемых территорий и проводиться в сроки в объемах, соответствующих установленным стандартам и нормативам санитарного состояния.

Сроки (периодичность) сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов и требования к надлежащему санитарному содержанию контейнеров и контейнерных площадок устанавливаются в муниципальном заказе или договоре в соответствии со стандартами и нормативами санитарного состояния в зависимости от температуры воздуха и габаритов отходов, экологической безопасности зданий и убираемых территорий.

Определяющим показателем деятельности по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов является количество выявленных случаев неисправности контейнеров, загрязнения контейнерных площадок и прилегающей к ним территории, отклонений от установленных сроков (периодичности) вывоза бытовых отходов, зафиксированных в муниципальном заказе или договоре. Предельные величины отклонений сроков сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов могут устанавливаться в днях как суммарно для расчетного периода, так и для отдельного нарушения. Нарушения установленных сроков (периодичности) вывоза бытовых отходов могут дифференцироваться в зависимости от величины отклонения.

Если границы владения или эксплуатационной ответственности жилищной и коммунальной организацией не определены и/или не зафиксированы, то устранение аварий, неисправностей и утечек до домового ввода (первого колодца, задвижки, стены дома) производится аварийной службой коммунальной организации, а внутри многоквартирного дома — жилищной или иной организацией, уполномоченной собственником жилищного фонда выполнять данный вид работ. Установление и оформление границ владения или эксплуатационной ответственности между собственниками (владельцами) инженерных сетей, многоквартирного дома и коммунальной организацией в этом случае производятся в течение десяти рабочих дней после устранения аварии,неисправности и утечки.

Помимо обязательного перечня работ и услуг, предоставляемых потребителям в счет ежемесячной оплаты, потребитель вправе заказать дополнительные работы по ремонту квартиры или индивидуального дома, оплачиваемые отдельно («платные услуги»).

Такие работы включают в себя:

ремонт стен, потолков, оклейку стен обоями, ремонт и замену пола, окон, дверей, осветительных приборов, электроарматуры и электропроводки, смесителей, унитазов, умывальников и другого инженерного и сантехнического оборудования (до окончания сроков их службы);

другие работы, проводимые по заказу потребителей как внутри квартиры, так и (по решению нескольких потребителей) в местах общего пользования. К данным услугам относятся присоединение к централизованным системам коммунального обслуживания, установка приборов учета и другие.

Потребители определяют перечень оказываемых им дополнительных видов работ и услуг самостоятельно, с учетом состояния жилища и обязанностей по его сохранности. Выполнение таких работ исполнителем оформляется договором потребителя с исполнителем, в котором указываются его предмет, условия и сроки выполнения работ (оказания услуг), порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В случае выполнения несложных разовых работ (оказания услуг) они могут быть оформлены иным документом (например, квитанцией, счетом и др.).

Проверка результатов выполнения таких работ или качества предоставления услуг подтверждается подписью потребителя в акте или ином документе, являющемся неотъемлемой частью договора.

Выполнение ремонта квартир или индивидуальных жилых домов по заказам потребителей должно обеспечивать удовлетворение индивидуальных потребностей потребителей. Эта деятельность должна осуществляться с соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации, требований сертификации (в установленных законодательством случаях), действующих правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, регламента, объема и сроков, установленных в договоре с потребителем.

Источник: http://www.webohrannik.ru/vseokomynalke/obslugajilfonda.html

Ремонт и обслуживание жилого фонда

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И ЖИЛИЩНЫЕ ФОНДЫ

§ 1. Жилые помещения как объект правоотношений в жилищном праве

Объектом жилищных правоотношений являются жилые помещения. Жилое помещение – это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Данное определение дано в ст. 15 ЖК РФ.

При этом оно не является единственным в законодательстве РФ. В п. 10 ст. 5 УПК РФ жилым помещением назван индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

В ст. 16 ЖК РФ выделяются следующие виды жилых помещений:

1) жилой дом, часть жилого дома – жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

2) квартира, часть квартиры – квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

3) комната – часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Обратим внимание на тот факт, что в указанной статье выделено такое жилое помещение, как комната. Кроме того, в ряде статей ЖК РФ определен правовой статус коммунальной квартиры, права собственников комнат в коммунальной квартире, а также названы иные нормы, регулирующие правоотношения лиц, проживающих в данном виде жилых помещений. То есть в тексте ЖК РФ используется понятие коммунальной квартиры. Исходя из этого можно говорить о том, что коммунальная квартира также представляет собой жилое помещение, состоящее из двух и более комнат, занимаемых несколькими гражданами как по отдельным договорам найма, так и принадлежащих им на праве частной собственности.

К предоставляемому гражданам для проживания жилому помещению предъявляются определенные требования. Ранее они содержались в ст. 40, 52 ЖК РСФСР. В действующем ЖК РФ данные нормы отсутствуют. Но при этом в постановлении СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», которое было принято на основании ЖК РСФСР, но тем не менее не признано утратившим силу с прекращением его действия, установлено, что жилое помещение:

1) должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям;

2) предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном субъектом Федерации, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений;

3) при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов;

4) предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств;

5) не подлежит заселению двумя и более семьями, если по своему размеру оно не обеспечивает установленных санитарных требований для проживания более одной семьи.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В ч. 2 указанного документа содержатся требования, которым, в частности, должно отвечать жилое помещение:

1) жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории;

2) несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом;

3) жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения;

4) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно– и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных;

5) инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами;

6) жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств и т.д.

В ст. 17 ЖК РФ определено назначение жилого помещения и пределы его использования. Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается.

Но при этом введена новая норма, в соответствии с которой допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами. Для того чтобы указанные лица могли воспользоваться этим правом, должны соблюдаться следующие условия:

1) это не должно нарушать прав и законных интересов других граждан;

2) это не должно нарушать требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В качестве примера можно привести соответствующие права адвоката, учредившего адвокатский кабинет, содержащиеся в ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»). Согласно ей адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

§ 2. Понятие и виды жилищных фондов, их классификация

В ст. 19 ЖК РФ раскрывается понятие жилищного фонда. Он представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. То есть в него включены жилые помещения независимо от форм собственности и целей использования (общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, дома для одиноких престарелых и т.д.). Таким образом, в состав жилищного фонда в соответствии с ЖК РФ вошли жилые помещения, которые пригодны для проживания в них и удовлетворяют потребность населения в жилье, в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от формы собственности на жилые помещения выделяют следующие категории:

1) частный жилищный фонд – это фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством). Он подразделяется на:

а) фонд, который находится в собственности граждан;

б) фонд, принадлежащий юридическим лицам, – он является построенным или приобретенным за их счет;

2) государственный жилищный фонд также классифицируется на два вида. Первый представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и второй – жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3) муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям). Это фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Данные жилые помещения формируют жилищные фонды социального использования и специализированный жилищный фонд.

Второй вариант классификации основывается на целях использования жилищного фонда. В этом случае он подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования – в него входят предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения. В социальный наем возможно предоставлять жилые помещения, которые входят в государственный и муниципальный жилищные фонды;

2) специализированный жилищный фонд – разделом 4 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления для проживания отдельным категориям граждан жилых помещений. Специализированный жилой фонд также формируется из государственного и муниципального жилищных фондов. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

а) служебные жилые помещения;

б) жилые помещения в общежитиях;

в) жилые помещения маневренного фонда;

г) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

д) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

е) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

ж) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

з) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда (частные жилые дома, приватизированные квартиры, квартиры в ЖСК с выплаченной стоимостью и т.д.). Собственниками выступают юридические или физические лица. Данный вид жилищного фонда используется гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования – жилые помещения, которые входят в данную категорию, используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, могут быть предоставлены гражданам по иным договорам, а также различным лицам во владение и (или) в пользование.

§ 3. Учет жилищного фонда

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством РФ государственного учета жилищного фонда постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» было утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее – постановление Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда»).

Согласно ему основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя:

1) технический (оперативный) учет – это основа государственного учета, он осуществляется независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Указанные организации осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики;

2) официальный статистический учет – он осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных организациями технической инвентаризации, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ. Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике. При этом важным является необходимость соответствия показателей технического учета жилищного фонда показателям официального статистического учета;

3) бухгалтерский учет – он производится в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.

Так как основу государственного учета составляет технический учет, необходимо обратить внимание на функции, которые выполняют организации, его осуществляющие, в частности БТИ:

а) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

б) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

г) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения в следующих случаях:

а) составление государственной статистической и бухгалтерской отчетности по жилищному фонду;

б) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;

г) ввод в эксплуатацию жилых строений и жилых помещений;

д) определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений;

е) регистрация товариществ собственников жилья;

ж) присвоение кадастровых номеров объектам недвижимости в жилищной сфере.

Кроме постановления Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда», порядок государственного учета жилищного фонда регулируется также Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. № 37.

Но в постановлении Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда» установлена основная задача государственного учета жилищного фонда в РФ. А Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях РФ. При этом требования данного нормативного акта обязательны для всех организаций технической инвентаризации.

§ 4. Эксплуатация, обслуживание и ремонт жилищного фонда

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

ЖК РФ возлагает обязанности по содержанию общего имущества на следующих лиц:

1) согласно ст. 30 ЖК РФ – на собственников жилого помещения возложено не только бремя содержания этого помещения, но и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

2) в соответствии со ст. 43 ЖК РФ – на собственника комнаты в коммунальной квартире также возложено бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором;

3) на основании ст. 65 ЖК РФ – на наймодателя жилого помещения по договору социального найма возложена обязанность, в частности, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, определенные в ст. 67 ЖК РФ, касаются использования, обеспечения сохранности, поддержания надлежащего состояния, производства текущего ремонта непосредственно того жилого помещения, которое предоставлено ему для проживания. Обязанности, касающиеся содержания общего имущества указанными лицами, в ЖК РФ не предусмотрены.

Эксплуатация и ремонт жилых помещений, входящих в состав всех видов жилищных фондов, осуществляются с обязательным соблюдением единых правил эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила и нормы технической эксплуатации).

Целями обслуживания и эксплуатации являются:

1) обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности;

2) проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

3) обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Граждане, юридические лица, являющиеся нанимателями, арендаторами и собственниками жилых помещений в домах всех форм собственности, имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.

Указанные лица обязаны:

1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда, а также использовать его без ущерба для других лиц;

3) выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;

4) своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг.

Жилищно-эксплуатационные организации (а при их отсутствии – предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов) обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.

Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:

1) управление жилищным фондом:

а) организацию эксплуатации;

б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;

в) все виды работы с нанимателями и арендаторами;

2) техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предусматривает (согласно п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации):

а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, – представляет собой комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств;

б) осмотры – их целью является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений;

в) подготовка к сезонной эксплуатации – ее целью является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

• устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо– и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

• привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

• обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов;

г) текущий ремонт – это ремонт занимаемых жилых комнат и вспомогательных помещений, он выражается в производстве, например, таких работ, как: побелка потолков, окраска стен или оклейка обоями, окраска подоконников, вставка стекол и т.д. Текущий ремонт нанимателями жилых помещений по договорам социального найма производится на условиях и в порядке, определяемых договором и ЖК РФ.

Он включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Работы по текущему ремонту подразделяются на:

• планируемые – к ним относятся периодические осмотры и профилактический ремонт;

• непредвиденные – устранение мелких повреждений и неисправностей по заявкам жильцов, устранение последствий аварий и стихийных бедствий, проведение внеочередных осмотров после стихийных бедствий и аварий.

Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда;

д) капитальный ремонт выражается в восстановлении в период службы жилых зданий отдельных износившихся конструкций и оборудования дома. В результате капитального ремонта происходит ликвидация или уменьшение физического износа конструкций и инженерного оборудования жилого дома. Капитальному ремонту может быть подвергнут жилой дом в целом либо только отдельные его элементы: подъезды, этажи и т.д. При его проведении следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок. Так как согласно ЖК РФ проведение капитального ремонта является обязанностью най-модателя жилого помещения по договору социального найма, то согласно ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, именно наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

В целом система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.;

3) санитарное содержание:

а) уборка мест общего пользования (содержание лестничных клеток, чердаков, подвалов и технических подполий);

б) уборка мест придомовой территории (площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий) должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами;

в) уход за зелеными насаждениями, озеленение – оно выполняется после очистки территории от остатков строительных материалов, мусора, прокладки подземных коммуникаций и сооружений, прокладки дорог, проездов, тротуаров, устройства площадок и оград.

Владельцы озелененных территорий обязаны: а) обеспечить сохранность насаждений;

б) в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;

в) не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;

г) новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке, со строгим соблюдением агротехнических условий;

д) во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом;

е) при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет.

Граждане обязаны бережно относиться к объектам благоустройства и зеленым насаждениям, соблюдать правила содержания придомовой территории, не допускать ее загрязнения.

Запрещается на придомовой территории производить мойку автомашин и иных транспортных средств, слив бензина и масел, регулировать сигналы, тормоза и двигатели.

Таким образом, эксплуатация, управление, техническое обслуживание жилых домов представляют собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов недвижимости, сохранение их функционального назначения. Эта система должна быть направлена на предупреждение их преждевременного износа и обеспечение надежного функционирования.

Источник: http://www.razlib.ru/yurisprudencija/zhilishnoe_pravo_uchebnoe_posobie/p4.php

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн