Требование пристава исполнителя

Обязательность требований судебного пристава-исполнителя Бесплатная юридическая консультация: Норма ч. 1 подчеркивает субординационный характер отношений, возникающих между судебным приставом и другими.

Обязательность требований судебного пристава-исполнителя


Бесплатная юридическая консультация:

Норма ч. 1 подчеркивает субординационный характер отношений, возникающих между судебным приставом и другими лицами. Судебный пристав действует на основе исполнительного документа, общеобязательность которого предопределена юрисдикционным актом.

Оглавление:

Согласно ст. 6 ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Обязательный характер носят только законные требования судебного пристава. Он не вправе выходить за пределы исполнительного документа и определенных законом полномочий.

В ст. 6 определен круг лиц, на которых распространяется обязательность требований судебного пристава-исполнителя. Во- первых, это органы публичной власти — органы государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, требования судебного пристава обязательны и для должностных лиц названных органов. Во-вторых, это—организации. В данном случае, исходя из логики правового регулирования, необходимо применять распространительное толкование и термин «организации» означает объединения различных организационно-правовых форм и видов. Аналогично следует подходить к толкованию термина «гражданин» — он обозначает всех физических лиц, находящихся на территории РФ.

Исполнение указанной в ч. 1 обязанности обеспечивается в том числе правом судебного пристава применять специальные меры, предусмотренные ФЗ № 229. Речь идет о возможности привлечения судебных приставов по ОУПДС, сотрудников ОВД и др., применения принудительных мер, указанных в гл. 7, и т.п.


Бесплатная юридическая консультация:

ФЗ № 229 предусмотрел и последствия на случай невыполнения законных требований пристава или воспрепятствования осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Указанные деяния влекут юридическую ответственность. Установление конкретных мер ответственности не составляет предмет регулирования ФЗ № 229, поэтому используется отсылка к специальному законодательству. Его анализ показывает, что невыполнение требований судебного пристава влечет административную (ст. 17.3, 17.8, 17.9, 17.14, 17.15 КоАП; ст.ФЗ № 229) и уголовную (например, ст. 157, 294, 298, 315 УК) ответственность.

Источник: http://studref.com/350402/pravo/obyazatelnost_trebovaniy_sudebnogo_pristava_ispolnitelya

Обжалование требования судебного пристава исполнителя

Обжалование требования судебного пристава исполнителя

Согласно указанному нормативно-правовому акту, обжаловать действие (бездействие) судебного-пристава исполнителя можно двумя путями: в суд или в ведомственном порядке (в порядке подчиненности), то есть вышестоящему. 1) Обжалование действий (бездействия) судебного пристава в суд.

Вам следует обращаться с заявлением об оспаривании постановления должностного лица в арбитражный суд (арбитражный суд рассматривает такие жалобы в ограниченных случаях, они перечислены в п.2 ст.128 вышеуказанного закона, например, если исполнительный лист выдавался арбитражным судом)

Исполнительное производство как стадия гражданского и арбитражного процесса: теоретические и практические аспекты

После ознакомления нужно обратиться с заявлением (жалобой) к начальнику отдела.


Бесплатная юридическая консультация:

Затем, если в территориальном отделе вопрос не решится в пользу взыскателя, обратиться к руководителю Управления Федеральной службы судебных соответствующего субъекта РФ. — направлены запросы о предоставлении документов, имеющих значение для рассмотрения жалобы; рассмотрение приостанавливается, но не более чем на 10 дней.

Требование судебного пристава: и попробуй только не исполнить!

Обеспечивая защиту по одному клиенту, я пришел к судебному приставу исполнителю.

И не успел я еще заявить свои ходатайства и принести свои возражения, как пристав мне под роспись: пожалуйста, получите!

Разберем, законно ли такое требование, какие признаки и условия должно содержать требование пристава, как реагировать на полученное требование от пристава, какая ответственность предусмотрена за невыполнение законного требования пристава и много других вопросов.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО

Статья 197 Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (Извлечения из комментария к АПК РФ) В ч. 1 ст. 197 АПК РФ установлено, что дела рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, которые предусмотрены в гл.


Бесплатная юридическая консультация:

Как обжаловать действия должностных лиц Службы судебных приставов

В сентябре 2015 года произошли изменения в управлении гражданским процессом.

Например, утратил силу 3 подраздел Гражданского процессуального кодекса РФ, его заменили нормы административного судопроизводства РФ. Как обжаловать действия судебного по новым законам? Даже официальные лица признают, что сильная загруженность службы судебных вызывает ошибки в действиях ее сотрудников.

Обжалование действий (бездействий) приставов

пристав — это государственный служащий выполняющий решение суда. Все действия пристава должны быть основаны на законности, иначе возможно обжалование действий судебного пристава исполнителя в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Если приставы нарушают законность, то это может дискредитировать органы исполнительной власти.

Судебные приставы должны обеспечивать правильность и точность исполнения решений суда.

В соответствии с п. 1 ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или на отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава исполнителя в 10 дневный срок со дня совершения действий (отказа в совершении действий).


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральной службой судебных выпущена информация, разъясняющая вопросы подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России в порядке Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ), применения мер процессуального принуждения, прекращения производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, производства по административным делам о вынесении судебного приказа.

Судебный порядок обжалования действий (бездействий) судебного пристава исполнителя

Законодательство предусматривает административный и порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) пристава-исполнителя (ст.ст.ФЗ «Об исполнительном производстве».

Объекты оспаривания. Статья 121 федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривает возможность оспаривания постановлений, действий, бездействия пристава-исполнителя, а также других должностных лиц службы судебных.

Источник: http://juridicheskii.ru/obzhalovanie-trebovanija-sudebnogo-pristava-ispolnitelja-38415/

Перечень законных требований судебного пристава исполнителя к должнику

нигде нет перечня законных действий судебного пристава-исполнителя, а вот ответственность за их нарушение прописана везде — а какими критерями определяется из законность — меня обязали встать на учет в центр занятости населеня или официально трудоустроится, но меня устраивает моя неофициальная работа я считаю что данное требование незаконно в силу ст 1, 37 Конституции РФ


Бесплатная юридическая консультация:

вопрос задан 5 лет назад

Ответы на вопросы

Здравствуйте. Сейчас не СССР и вас ни кто не имеет право принуждать к труду. Жалуйтесь на действие пристава в Управление ФССП или прокуратуру.

Что касается перечня законных действий судебного пристава-исполнителя:

ФЗ «О судебных приставах» Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;


Бесплатная юридическая консультация:

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет розыск на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

Бесплатная юридическая консультация:

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Источник: http://megalaw.ru/question/sudebnyiy-pristav-doljniki.html


Бесплатная юридическая консультация:

Блог и практика

Приветствую уважаемы читатели нашего блога. Немного поразмышлял на досуге. Решил, что важно будет знать сторонам исполнительного производства о требованиях судебного пристава. Под сторонами такого производства я подразумеваю должника и взыскателя. Вообще пристав наделен достаточно серьезными и широкими полномочиями по взысканию долга и исполнению решений неимущественного характера (например снос зданий, приостановление деятельности организации).

Давайте немного освежим память. Я напомню вам, что такое исполнительное производство и роль сторон и пристава в нем. Пристав это должностное лицо, задачей которого является правильное и полное исполнение судебных актов. К ним можно отнести решения судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов. Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Все придельно понятно. На данной стадии они имеют такое название. На стадии судебного разбирательства — истец и ответчик.

Законные требования пристава — как инструмент исполнения исполнительного документа

Для достижения целей стоящих перед сотрудником ФССП применяются определенные инструменты. Напомню, что меры принудительного исполнения пристав может совершать после истечения сроков для добровольного исполнения. Отведенное время — 5 дней. Неисполнение требования данного документа в данный срок влечет вынесение исполнительского сбора. Как отменить такой сбор я рассказывал в этой статье.

После, должника ожидают аресты денежных средств, и имущества (как описывают имущество я рассказывал в данной статье), удержание из заработной платы и пенсии, арест дебиторской задолженности, ограничивать выезд за границу (как отменить ограничение на выезд? Более подробно здесь). В общем пристав в исполнительном производстве царь и бог, самостоятельное должностное лицо, никто не вправе указывать приставу что делать, главное чтобы это было законно. Стоит ответить, что некоторые постановления утверждаются старшим судебным приставом. Ближе к делу.

Требование судебного пристава должно быть законным и соразмерным

Одним из инструментов, которые стоят на «вооружении у приставов» — законные требования сотрудника ФССП. Также как и остальные исполнительные действия признаны помочь приставу исполнить решение суда. С большой настороженностью нужно относиться именно должникам к такому исполнительному действию как вручение требования.


Бесплатная юридическая консультация:

В 90% случаев именно к должникам пристав направляет требование. Пристав может направлять требование взыскателю и третьим лицам, не являющихся стороной исполнительного производства. Главное, чтобы оно было законно.

Однажды к нам в офис пришел клиент с испуганным взглядом и сказал, что пристав намеревается оштрафовать его за неисполнение требований. Естественно, мы не бросили клиента в беде и помогли справиться с проблемой. Требование нам исполнять не пришлось, была написана жалоба и должностное лицо в погонах быстро забыло про требование.

Наверное не секрет, что в Федеральной службе судебных приставов работают в основной массе молодые специалисты, недавно закончившие высшее учебное заведение, а то и не совсем высшее. Поэтому профессионализма от таких сотрудников ждать не приходится. Руководство тоже профессионалами не назвать, может быть сказывается большой объем работы и количество производств, находящихся в исполнении.

Мне приходилось оспаривать незаконные требования судебных приставов. Был в нашей практике случай, когда должнику было вручено требование с формулировкой «предоставить доступ в помещение». Требование было не законно, поскольку должник не являлся собственником этого помещения, а лишь проживал в нем. Вопрос допуска в жилое помещение может разрешить никто иной, как собственник. Поэтому у должника отсутствовала законная возможность исполнить требование.

Требование не должно нарушать принципы закрепленные в законе, в частности соотношение мер принудительного исполнения и объема требований взыскателя. Так представим. У Вас задолженность всего втыс. руб. и пристав выставляет требование предоставить автомобиль для ареста. Стоимость автомобиля по рыночным ценам 400 тысяч рублей. Действия должностного лица бессмысленны и никак не соразмерны сумме долга. Незаконные требования исполнять не нужно. В требовании указывается время и дата, к которой оно должно быть исполнено, адрес (вплоть до кабинета должностного лица). Обычно сотрудник ФССП сразу в первичном документе уведомляют о рассмотрении дела об административном правонарушении на случай неисполнения.

Форма только письменная, слово к делу не пришить!

Требование о предоставлении документов, имущества или о выполнении иных действий вручается должнику в письменном виде. Есть даже поговорка на этот счет: «Слова к делу не пришьешь». Пристав не вручил Вам требование под расписку? Значит и не было его вовсе.


Бесплатная юридическая консультация:

Оно должно быть понятным и в дальнейшем выполнимым. Если требуют предоставить автомобиль, то он должен быть детально идентифицирован. Если осуществить платеж, то должны быть прописаны реквизиты. Немаловажно — оно должно быть вручено непосредственно должнику и желательно под роспись. Ни родственника, ни начальнику, ни соседу, а должнику. С извещением о вызове к приставу таких жестких требований нет. Здесь я рассказывал о вызовах и извещениях в исполнительном производстве.

Что делать, если пристав вручил требование?

Постарайтесь не паниковать, внимательно изучите требование на предмет его законности. Тонкая грань между законным и незаконным требованием. Обычный рядовой человек не обладая специальными юридическими познаниями с трудом квалифицирует их. Старайтесь придерживаться вышеуказанных рекомендаций и проблем быть не должно. Вы решили? Требование законно? Исполняйте — это самый лучший вариант, поможет сохранить время и деньги. А почему деньги спросите Вы? Об этом чуть позже! Вы посчитали требование незаконно? Отлично, тогда самое время действовать.

  • Первый и самый простой вариант — написать жалобу по подчиненности вышестоящему должностному лицу, возможно Ваши доводы примут во внимание и будет признано требование незаконным. Главное не пропустить сроки, они не такие большие. Законодатель их ограничил 10 сутками с момента вынесения приставом спорного документа. Но есть оговорка или тогда, когда стало известно о нарушении прав. Пропуск сроков по неуважительной причине равен отказу в удовлетворении жалобы.
  • Жалоба в прокуратуру — сроки не ограничены, можно написать жалобу на любой стадии исполнительного производства. Если нарушения закона были выявлены, то будут приняты меры прокурорского реагирования. Это позволит избежать выполнения незаконного постановления.
  • И последний вариант, оспорить действия пристава в суде. На мой взгляд самый продуктивный способ. Только суд может обеспечить беспристрастное и всестороннее разбирательство, в отличие от вышестоящего руководства должностного лица. Из минусов — посещать судебные заседания и потратить время.

Решать в любом случае нужно исходя из конкретных обстоятельств дела, наличия свободного времени и желания добиться результата. Профессиональные юристы в большей степени выбирают последний способ.

Неисполнение требований судебного пристава: последствия.

Все просто, не исполнил требование, получил наказание. Пристав является должностным лицом и вправе привлекать стороны к административной ответственности. На практике приставы редко привлекают должников к административной ответственности. Некоторые из них, даже не знают как это делается. Но все же, уповать на это не стоит.

Ответственность за невыполнение законного требования судебного пристава предусмотрена статьей 17.14 КоАП РФ. Штраф для физических лиц от 1000 до 2500 рублей. Наказание вынесенное по незаконному требованию можно отменить в судебном порядке. Должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении, на основании протокола выносится постановление, в нем указывается наказание.


Бесплатная юридическая консультация:

Я проанализировал судебную практику по вопросу отмены постановления о привлечении должника к административной ответственности. Зачастую приставы выносят требование, вручают его должнику. Однако забывают уведомлять лицо, о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. В законе четко сказано, что лицо вправе присутствовать при составлении протокола. Таким образом, права виновного лица нарушаются, что в дальнейшем может повлечь отмену наказания. Кстати не существует конкретных сроков, пристав имеет права устанавливать произвольные сроки выполнения.

Пару слов в завершение.

Юридическая компания «Вертум» бесплатно предоставляет юридические консультации. Юристы нашей компании имеют опыт работы в различных отраслях права. Мы готовы помочь на любой стадии процесса. Остались вопросы? Вы можете задать их через форму обратной связи или оставить комментарий к статье.

Источник: http://www.uk-vertum.ru/2017/11/20/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0/

Законные требования судебного пристава по исполнению решения

Решением от 15 марта 2018 года судья Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края Сидоров В.Л. признал законным постановление пристава-исполнителя о привлечении Симонова С.Л. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП и назначении штрафа в размереруб. Это решение суд принял на основании следующих фактов:

  1. 15 сентября 2017 года пристав возбудил исполнительное производство с целью взыскать с Краснодарской региональной правозащитной общественной организации «Южный правозащитный центр» штраф в размере 300 тыс. руб.
  2. Со счета организации было списано 304,4 рубля. Остальная сумма не была выплачена в связи с отсутствием денег на счете организации. Пристав-исполнитель выставил требование Ки/п № 75356/17/23068-ИП в отношении организации, в котором потребовал «принять комплекс мер, направленных на погашение задолженности». При этом пристав не указал, что входит в этот комплекс мер. Так как это требование не было исполнено, то пристав оформил постановление от 26 января 2018 года, на основании которого Симонов Семен Леонидович как должностное лицо организации был признан виновным в неисполнении законных требований судебного пристава (ст. 17.14 КоАП).

Суд в решении от 15 марта 2018 года пришел к выводу о том, что «руководителю организации Симонову С.Л. выло выставлено требование об оплате штрафа,… данное требование Симоновым С.Л, не было выполнено в установленным приставом-исполнителем срок, тем самым, он, как должностное лицо совершил указанное административное правонарушение». Таким образом, суд заключил, что так как Симонов не выплатил штраф (то есть не исполнил судебное решение), то он был правомерно привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП (неисполнение требований судебного пристава).


Бесплатная юридическая консультация:

ЧТО С ЭТИМ НЕ ТАК?

Привлечение Симонова С.Л. к ответственности за неисполнение требования судебного пристава о выплате полной суммы штрафа не является законным, так как:

  1. требования пристава должны быть определенными и конкретными, а требование пристава Ки/п № 75356/17/23068-ИП таковым не является, так как в нем не указан, какой конкретно комплекс мер должен быть принят.
  2. требования пристава, за которые предусмотрена административная ответственность по ст. 17.14 КоАП, не могут сводиться к требованиям исполнить судебный акт или исполнительный документ. Требование пристава Ки/п № 75356/17/23068-ИП по сути сводилось к требованию исполнить решение суда. За неисполнение судебного решения предусмотрена иная форма ответственности – уплата административного штрафа. Следовательно, ч. 1 ст. 17.14 не может вводить наказание за неисполнение требования суда, так как это будет противоречить принципу non bis in idem (невозможность назначения второго наказания за то же самое деяние).

Источник: http://zakon.ru/Blogs/zakonnye_trebovaniya_sudebnogo_pristava_po_ispolneniyu_resheniya/74405

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

Комментарий к статье 6

1. В ходе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель имеет право требовать от всех органов, организаций, должностных лиц и граждан совершения отдельных действий, необходимых для эффективного исполнения судебных и иных актов.

Согласно ст. 14 Закона о судебных приставах требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. При этом информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.


Бесплатная юридическая консультация:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П п. 2 ст. 14 Закона о судебных приставах 1997 г. признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 названного Федерального закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.

Невыполнение требований судебного пристава-исполнителя влечет применение последним мер ответственности, предусмотренных Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.

2. Неправомерная деятельность участников исполнительного производства может повлечь применение мер ответственности личного, имущественного, организационного характера.

В самом общем виде меры ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве могут быть разделены на материально-правовые и процессуально-правовые.


Бесплатная юридическая консультация:

Меры ответственности материально-правового характера предусмотрены нормами гражданского, трудового, уголовного, административного права, некоторых других отраслей права, а процессуально-правового характера — нормами исполнительного производства.

В любом случае для мер ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве характерно:

— закрепление в правовых нормах;

— использование государственного принуждения;

— применение уполномоченными государственными органами;

— возложение новой дополнительной обязанности;


Бесплатная юридическая консультация:

— наступление отрицательных последствий личного, имущественного, организационного характера.

Случаи применения мер юридической ответственности прямо предусмотрены соответствующим

Возможность применения уголовной ответственности предусматривается в некоторых случаях самим законодательством об исполнительном производстве в виде норм отсылочного характера. Так, возможность привлечения к уголовной ответственности предусмотрена:

1) в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

2) в случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. бет. 102 Закона об исполнительном производстве);


Бесплатная юридическая консультация:

3) в постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания (ч. бет. 103 Закона об исполнительном производстве);

4) при наличии в действиях лица, нарушающего законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 113 Закона об исполнительном производстве).

Уголовное законодательство более детально определяет характер мер ответственности, уголовные санкции, в том числе за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Уголовная ответственность в исполнительном производстве возможна в силу ст. 157 УК РФ. В частности, за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста; за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей. Уголовная ответственность предусмотрена за злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере либо от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта (ст. 177 УК РФ). Кроме того, возможно применение ст. 315 УК РФ, согласно которой воспрепятствование служащими коммерческой или иной организации исполнению вступившего в законную силу решения суда является преступлением.

Следует согласиться с тем, что ст. 297 УК РФ должна быть подвергнута изменению. В настоящее время применение данной статьи в случае оскорбления судебного пристава невозможно. Однако в дальнейшем необходимо предусмотреть уголовную ответственность не только за неуважение в виде оскорбления судьи, присяжного заседателя, иного лица, участвующего в отправлении правосудия, или участника судебного разбирательства, но и за неуважение к судебному приставу.

Наличие подобной нормы приведет к повышению эффективности принудительного исполнения, дисциплинирует участников исполнительного производства и повысит авторитет судебного пристава как должностного лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Возможность применения административной ответственности в исполнительном производстве также в необходимых случаях прямо оговаривается в Законе об исполнительном производстве. Так, можно привести следующие примеры:

1) при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему Законом об исполнительном производстве (ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве);

2) если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя, а также применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве);

3) в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном ст. 114 Закона об исполнительном производстве, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности (ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве);

4) в случае неисполнения в установленный Законом об исполнительном производстве срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ (ч. 1 ст. 114 Закона об исполнительном производстве).


Бесплатная юридическая консультация:

В действующем КоАП РФ, соответственно, более детально урегулированы указанные примеры применения мер административной ответственности.

Применение административной ответственности возможно и в иных случаях. В частности, при совершении отдельных процессуальных действий по принудительному исполнению судебного акта, актов иных органов участники исполнительного производства могут быть подвергнуты административным взысканиям за совершение административных проступков. Например, за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам и других подобных действиях, нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан ( ст. 20.1 КоАП РФ); за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 19.3 КоАП РФ); за иные проступки.

Привлечение к административной ответственности в исполнительном производстве возможно также с помощью органов милиции, принимающих участие в процессе принудительного исполнения. В соответствии со ст. 62 Закона об исполнительном производстве работники милиции обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или есть угроза для их жизни или здоровья. На практике необходимость участия в исполнительном производстве работников милиции требуется, например, при исполнении исполнительного документа о выселении должника или о вселении взыскателя.

Следует иметь в виду, что законодательство об административных правонарушениях отнесено, в соответствии с Конституцией РФ, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому административные взыскания могут быть предусмотрены не только в федеральном законодательстве, но и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Например, в Республике Татарстан имеется Закон от 18 мая 1993 г. N 1857-ХІІ «Об административной ответственности за нарушение общественного порядка и порядка управления» .

ВВС РТ. 1993. N 5.


Бесплатная юридическая консультация:

Наличие гражданско-правовой ответственности также является стимулом для правомерного поведения участников исполнительного производства. Меры гражданско-правовой ответственности предусматриваются как законодательством об исполнительном производстве, так и иным законодательством.

В Законе об исполнительном производстве можно обнаружить следующие нормы о гражданско-правовой ответственности:

1) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112);

2) взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине (ст. 118);

3) заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения (ч. 2 ст. 119);

4) в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа (ст. 120).

Анализируя гражданское законодательство, можно выявить определенные меры гражданско-правовой ответственности, которые могли бы быть эффективны в исполнительном производстве. Под мерами ответственности гражданское законодательство указывает возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Возмещение убытков возможно, в частности, в результате причинения вреда судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям во время совершения действий по исполнению исполнительного документа. На основании ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов (в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления), подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Рассмотренный выше пример — не единственный случай реализации гражданско-правовой ответственности в исполнительном производстве.

Существующее законодательство об исполнительном производстве несовершенно и не устанавливает санкций за фактически бесплатное использование чужих средств. Поэтому возникает нео бходимость применения общих положений гражданского права об ответственности за нарушение обязат ельств.

В случае неисполнения исполнительного документа, по которому должник обязан передать взыскателю определенные денежные средства, предусмотрена ответственность за пользование чужими денежными средствами вследствие их неравномерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения за счет другого лица — подлежат уплате проценты на сумму этих средств (ст. 395 ГК РФ). В соответствии с указанной нормой размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо — в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами осуществляется в судебном порядке (суд общей юрисдикции или арбитражный суд) по общим правилам. Хотя в литературе встречаются высказывания о необходимости установления «упрощенного» порядка взыскания процентов путем вынесения судом (арбитражным судом) по месту нахождения судебного пристава-исполнителя определения и выдачи исполнительного документа на взыскание с должника соответствующих денежных сумм.

Дисциплинарная ответственность наступает в исполнительном производстве вследствие совершения дисциплинарных проступков судебным приставом-исполнителем.

Как уже ранее отмечалось, в соответствии с Законом о судебных приставах судебный пристав-исполнитель является государственным служащим. Поэтому и вопрос о его дисциплинарной ответственности должен рассматриваться с учетом отмеченного выше обстоятельства.

Общим для всех государственных служащих нормативным актом является Закон о государственной гражданской службе.

Согласно ст. 57 Закона о государственной гражданской службе за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение.

Кроме того, государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя (п. 7 ст. 59 указанного Закона).

Перечень взысканий, предусмотренных п. 1 ст. 57, является исчерпывающим. Это означает, что применение к государственным служащим каких-либо иных мер взыскания недопустимо.

Не является дисциплинарным взысканием направление на внеочередную переаттестацию (в нашем случае — судебных приставов-исполнителей), так как это мера определения уровня профессиональной подготовки, решения вопроса о соответствии занимаемой государственной должности и применения соответствующих дисциплинарных мер к судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель, привлеченный к дисциплинарной ответственности и считающий ее применение незаконной, вправе обжаловать взыскание в суде. В настоящее время следует руководствоваться ст. 193 ТК РФ и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N»Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 14 декабря 1995 г.) .

ВСНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

Существует в рамках исполнительного производства и специфическая исполнительная процессуальная ответственность, предусмотренная самим законодательством об исполнительном производстве. Наличие исполнительной процессуальной ответственности также способствует надлежащему принудительному исполнению предусмотренных законом юрисдикционных актов.

Отдельные виды ответственности, рассмотренные ранее, реализуются вне рамок исполнительного производства, хотя основанием их применения и являются неправомерные действия (бездействие), связанные с исполнительным производством, которые предусмотрены за нарушение норм «материального» права.

Исполнительная процессуальная ответственность предусмотрена за нарушение процедуры принудительного исполнения, за нарушение процессуальной формы в исполнительном производстве и р еализуется непосредственно в ходе принудительного исполнения, поэтому ее санкции могут быть особе нно эффективными.

В исполнительном производстве следует выделять следующие виды процессуальной ответственности: штрафная ответственность и ответственность в виде неблагоприятных

процессуально-правовых последствий незаконной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 6

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 118-ФЗ «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ»

Статья 14 — не приводится.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 63-ФЗ

Статьяне приводится.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 мая 2003 г. N 8-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ЛАНГЕПАССКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

. 2. В отличие от Федерального закона от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» Федеральный закон от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности» не предусматривает возможность предоставления банками, иными кредитными организациями справок о вкладах физических лиц по требованию судебных приставов-исполнителей. Данная коллизия обусловливает различное истолкование соответствующих норм в правоприменительной практике (что подтверждается и материалами настоящего дела) и может приводить к коллизии конституционно значимых целей, которые преследовал законодатель при принятии названных Федеральных законов, а также гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав граждан.

. 4. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, в том числе равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью участников гражданско-правовых отношений, недопустимостью произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков

Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский кодекс Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.

Закрепление в законе отступлений от банковской тайны — исходя из конституционного принципа демократического правового государства, обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность и обеспечивать их баланс в законодательстве и правоприменении, верховенства Конституции Российской Федерации и ее высшей юридической силы, свободы экономической деятельности и свободного предпринимательства (часть 1 статьи 1; статья 2; часть 2 статьи 4; часть 1 статьи 8; части 1 и 2 статьи 15; часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации) — не может быть произвольным.

Такие отступления (в частности, предоставление банками, иными кредитными организациями и их служащими сведений о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведений о клиентах государственным органам и их должностным лицам) должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений, и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целей защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности.

Из этого следует, что федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. В частности, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» установлено, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (часть третья статьи 26).

Рассматриваемые положения Федерального закона «О судебных приставах» — в отличие от принятого ранее Федерального закона «О банках и банковской деятельности» — в их истолковании правоприменительной практикой относят судебных приставов-исполнителей к числу субъектов, имеющих доступ к банковской тайне, что не только приводит к коллизии соответствующих норм, но и порождает возможность искажения конституционного смысла института банковской тайны и коллизии гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и преследуемых законодателем целей. Устранение такого противоречия требует выявления конституционного смысла этих положений Федерального закона «О судебных приставах».

. Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 12 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в части, касающейся обязательности для банков, иных кредитных организаций и их служащих требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему — в связи с исполнением им постановления суда — сведений о денежных вкладах физических лиц, в их конституционно-правовом истолковании означают, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения — в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу.

Вместе с тем с федерального законодателя не снимается обязанность согласовать законодательство Российской Федерации, которым регламентируется режим банковской тайны и устанавливаются обусловленные им взаимные права и обязанности банка, иной кредитной организации и государственных органов и их должностных лиц, с гражданским законодательством, процессуальным законодательством и законодательством об исполнительном производстве, что предполагает принятие соответствующих нормативных решений в целях преодоления коллизии правовых норм и затрагиваемых ими публичных и частных интересов.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79

, 86, 100 и 104 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской

Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в его нормативном единстве с положениями пункта 2 статьи 12 того же Федерального закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

Конституционно-правовой смысл указанных положений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Источник: http://lawbook.online/proizvodstvo-rossii-ispolnitelnoe/statya-obyazatelnost-trebovaniy-sudebnogo-62390.html

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн